Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОЙ ФУНКЦИИ СЕТЕВОГО КОЛЛЕДЖА – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

 М. В. Никитин, в.н.с., д.п.н.,
проф. лаборатории профессионального образования,
ФБГНУ «ИСРО РАО» Минпросвещения РФ

Проведенное исследование позволило определить следующий понятийный аппарат:

* резильентная функция колледжа-ОК  (от англ. resilient – «живучий, устойчивый, несгибаемый») феномен продвижения персонификации непрерывного профессионального образования разновозрастных групп огорт) обучающихся, оказавшихся в неблагоприятных социально-территориальных условиях. Концентрация и доступность образовательных, финансовых, управленческих, воспитательных, материально-технических ресурсов в колледже-ОК позволяет повысить их шансы, как на успешную академическую резильентность, успешную социализацию, так и на повышение профессиональной квалификации.

Подчеркнем, что персонификация резильентной функции позволяет реализовать технологию «рестарта»не только для социально-неблагополучных детей и подростков, но и взрослых, что дает энергетику и личностные ресурсы для образования, повторного старта жизненного пути и обновления профессиональной карьеры;

* академическая резильентность студентов колледжа-ОК - проектирование сетевой, многоуровневой образовательной среды, где решение профессиональных задач различными субъектами предполагает развитие, как их сетевого (со) и взаимообучения, в том числе, концентрацию их образовательных возможностей для ускорения процессов монетизации компетенций.

Академическаярезильентность, по своей сути, является образовательной основой для персонификации и монетизации горизонтального, социально-профессионального лифта при реализации профессиональной карьеры: второй квалификационный разряд рабочего третий квалификационный разряд рабочего  четвертый квалификационный разряд рабочего  пятый квалификационный разряд рабочего  шестой квалификационный разряд рабочего;

* сетевая персонализированная модульная образовательная программа колледжа-ОК – инструмент горизонтального моделирования модулей междисциплинарного содержания персонализированного профессионального обучения в организациях, включенных в сетевое взаимодействие на основе «обучения на успешном опыте» - от описания результатов на каждом этапе обучения (опыт, компетенции, ценностные установки) к способам успешной профессиональной деятельности в условиях развития сетевой (цифровой) экономики. Под успешностью понимается ускорение монетизации у этой группы обучающихся полученных профессиональных компетенций.

Сетевая персонализированная модульная программа профессионального обучения становится условием формирования прикладных ценностей, социального капитала и сетевых компетенций у всех субъектов сетевого сообщества (педагогов, методистов, студентов, руководителей структурных подразделений и других партнеров сетевого взаимодействия);

* сетевые персонализированные профессиональные сообщества - организационная форма временного добровольного объединения полисубъектных групп обучающихся крупного колледжа-ОК СПО в проектные группы, междисциплинарные команды на основе продвижения прикладных ценностей и социального капитала.Многоуровневость лидерства в сетевом сообществе ускоряет достижение каждым субъектом сообщества образовательного результата, что затруднено вне сети.

Такие сетевые сообщества есть точки роста социального капитала, ценностей сетевой (цифровой) образовательной среды, сетевого общества и сетевой (цифровой) экономики.

Результаты междисциплинарного исследования

1. Цель междисциплинарного исследования – раскрыть персонифицированную сущность резильентной функции крупного колледжа-ОК, обосновать персонификацию резильентных ориентиров, академическую резильентность различных групп обучающихся из семей с низкими экономическими, образовательными и культурными запросами. В соответствии с целью исследования были определены задачи:

1.1. дать научную характеристику образовательному феномену резильентности в условиях становления сетевого непрерывного профессионального образования, цифровой (сетевой) экономики и сетевых общественных отношений. Определить актуальный понятийный аппарат. Выявить факторы и направления модернизации среднего профессионального образования;

1.2. обосновать конкурентные преимущества крупного колледжа-ОК при персонификации резильентной функции, возрастания академической резильентности обучающихся и продвижения их резильентных ориентиров;

1.3. определить особенности сетевых, персонифицированных, модульных образовательных программ и характеристики сетевого образовательного сообщества.

Термин «резильентный» используется в международных сравнительных исследованиях качества образования PISAи определяет:

* образовательную организацию (школу) в неблагоприятных территориально-социальных обстоятельствах;

* школу, которая преодолевает неблагополучный семейный контент и выполняет роль социального лифта;

* академическую резильентность обучающихся из семей с низкими экономическими, образовательными и культурными ресурсами [7, 8.Пинская М. А. и др., 2017, 2018].

Как показали актуальные исследования специалистов НИИ ВШЭ (М. Пинская, Н. Бысик, Н. Исаева, Е. Куксо, А. Каспржак, Д. Александров, К. Тенишева, С. Савельева и др.) образовательные организации, где обучаются дети из социально-неблагополучных слоев общества, в т. ч., образовательные организации СПО, тем не менее, обеспечивают достаточно высокие образовательные результаты своих обучающихся на основе успешных педагогических практик штатных педагогических работников. Особенно удачно, по нашему мнению, выполнение «резильентной» функции обеспечивают колледжи-ОК.

На современном этапе резильентная функция крупного колледжа-ОК будет только усиливаться на основе следующих социально-экономических и образовательных факторов:

а)ввиду роста социально-интеллектуальной и финансовой стратификации, как российского общества, так и российского образования; 

б)необходимости предоставления новых возможностей по повышению цифровой грамотности для различных возрастных, гендерных групп граждан, в том числе, лиц с ОВЗ.

Уже получили развитие сетевые форматы кооперации и взаимодействия колледжа-ОК с различными социальными группами родителей. Цель сетевых форматов – опираясь на сетевые (цифровые) компетенции обучающихся, требования сетевой (цифровой) экономики) и авторитете колледжа-ОК, убедить родителей в освоении цифровых (сетевых)компетенций и запустить в колледже технологии рестарта для родителей.

Мягкое, трехсубъектноевзаимообучение новым сетевым (цифровым) технологиям для родителей будет реализовываться по следующей формуле: «обучающиеся» + «родители» + «преподаватели» = цифровые (сетевые)компетенции у родителей. Этот способ восстановления советско-российской педагогической традиции включения граждан в новый технологический и общественный уклад жизни и цифровой экономики.

В начале 60-х годов, когда все общество, в том числе, образование, учились пользоваться шариковыми ручками, - такие прагматические занятия проводились в школах, как с родителями, так и с учащимися в течение целого года. В результате появилась новая отрасль экономики по выпуску, обслуживанию, ремонту шариковых ручек. Важная социальная задача была решена на основе кооперации ресурсов образования и новых секторов экономики.

По данным ВЦИОМ (сентябрь, 2018)- 83% родителей считают, что гаджеты, цифровые технологии - «мешают учащимся учиться». По нашим оценкам, реализацию резильентной функции колледж должен совмещать с обучением родителей цифровой (сетевой) грамотности.

Российскими исследователями были определены три стратегических направления развития массового сетевого персонализированного профессионального образования/обучения на разных уровнях системы непрерывного образования[2.Вербицкий А. А., 2016], в т. ч., на локальном уровне - уровне крупных колледжей-образовательных комплексов:

а)управление доступностью образовательных комплексов, в т. ч., образовательных сетей, образовательных кластеров;

б) управление качеством, в т. ч., качеством набора абитуриентов; качеством образовательного процесса; качеством результата профессионального образования/обучения; качеством трудоустройства выпускников; качеством воспитательной деятельности; качеством образовательных программ, технологий;

в)управление эффективностью,в т. ч., управление изменениями финансово-материального нормирования, организационных структур управления с участием частно-корпоративных партнеров и обоснование конкурентных преимуществ проектирования полиструктурной модели крупного колледжа как горизонтально-интегрированного образовательного комплекса: «малокомплектная (сельская) школа  учреждение НПО  региональный колледж  профильная воинская часть РА  профильное предприятие (предпринимательство)».

Эти три стратегических направления являются и основными критериями эффективности полисубъектного управления. На современном этапе они проходят апробацию на базе колледжей, ибо именно укрупнение СПО является зоной ответственности региональных органов управления образования и региональных торгово-промышленных палат (региональных агентств развития квалификаций) [5, 6.Никитин М. В., 2017, 2018].

1.2. Обосновать конкурентные преимущества крупного колледжа-ОК при персонификации резильентной функции, возрастания академической резильентности обучающихся и продвижения резильентных ориентиров

В России спрос экономики на уровень образования и тип образованности имеет сложную структуру. В постиндустриальном обществе индустрия не исчезает, фабрики и заводы продолжают работать и им нужен персонал молодых квалифицированных рабочих преимущественно из системы СПО. В тоже время произошел переход к индустриально-рассредоточенному производству, где единицей этого производства стала коммерческая компания, которая владеет технологией, организует производство, распределяя его технологические стадии между разными фабриками и заводами. Таким образом, производство в постиндустриальном мире разделилось на два уровня:

* первый уровень – поддерживает работу фабрик и заводов, которым всегда нужны молодые квалифицированные рабочие (бригадиры, мастера, прорабы);

* второй уровень – поддерживает коммерческие компании, где на одном полюсе - индивидуальные предприниматели, малые предприятия; а на другом полюсе – крупные компании. Такие компании востребуют разный тип образованности и ориентируются, в меньшей степени, на статус государственного диплома, а, в большей степени, на опыт, связи и функции специалиста [3.Ефимов В. С., 2014].

Ведущим субъектом, обладающим достаточным ресурсом для обеспечения качества персонализированного профессионального образования/обучения, становится крупный региональный колледж-ОК, где созданы необходимые условия доступности и предоставляется больший выбор персонализированных образовательных программ. По своим целям, функциям, программам, технологиям и формам обучения – это сетевой колледж-ОК, который обладает конкурентными преимуществами.

Это адекватный формат современной психолого-педагогической поддержки разновозрастных обучаемых в колледже-ОК, как условия их успешного трудоустройства, финансовой самостоятельности и службы в РА по профилю (и не по профилю) полученной гражданской специальности/профессии. Подчеркнем, что современная резильентность - это традиционная воспитательно-трудовая функция советских ПТУ и техникумов, где подавляющая часть «контингента» - это те школьники, кто по разным основаниям был отчислен не только за академическую неуспеваемость из школы после 8 класса.

Наш мониторинг стратификации социального статуса семей, дети которых традиционно обучаются в СПО, показал наличие следующих их базовых групп:а)подростки из сельских, опекунских, многодетных и социально-неблагополучных семей; б)подростки-сироты и подростки, чьи родители были лишены родительских прав;в)подростки из семей трудовых мигрантов и подростки с ОВЗ.

Без профессий (специальностей) они становятся гарантированно социальными иждивенцами и не в состоянии найти работу, купить квартиру, служить в РА, создать семью, вести здоровый образ жизни.

На современном этапе наш мониторинг позволил установить более тонкую и точную сегментацию социального статуса семей обучающихся в крупном колледже-ОК (2017-2018). Новые формы и функции российской семьи требуют социально-педагогической поддержки со стороны колледжа.

На смену принципу «человек для семьи» приходит новый – «семья для человека», когда активизируются все внутренние ресурсы семьи [4. Зборовский Г. Е., 1997. – С. 403-404].Рассмотрим подробнее социальный паспорт такого колледжа-ОК (см. диаграмму).

 

Сегментация социального статуса

семей обучающихся колледжа-ОК

(кол.чел.)

 

Всего студентов

- 2564 чел.

         
 

2

1

                                  

 

1.

Многодетные семьи

(3-6 детей)

249

 

3

 

2.

Неполные семьи

497

9

   

3.

Дети-сироты

76

   

4

 

4.

Инвалиды/лица с ОВЗ

50

     

5.

Иностранные граждане

82

 

5

 

6.

Малообеспеченные

37

 

6

7

8

 

7.

Семьи с приемными детьми

77

 

                 

 

8.

Национальные семьи

222

     

9.

Полные семьи

1500

               

Подчеркнем специфику преодоления академической резильентности в условиях СПО такой социальной группы как подростки-сироты(15-18 лет).

После завершения обучения в общеобразовательной школе-интернате эта социальная группа продолжала свое обучение, как правило, в учреждениях НПО/СПО. Сложилась советско-российская педагогическая традиция преемственности и непрерывности профессионального образования и воспитания этой социальной группы в соответствии со следующими характеристиками:

* первая характеристика – преемственность качества социального обеспечения подростков-сирот, как обучающихся крупного колледжа-ОК (трехразовое питание, предоставление общежития, спецодежды, денежной компенсации, льготного проезда, а по завершению обучения - предоставление квартиры или места жительства от предприятия);

* вторая характеристикапреемственность выбора профессии(специальности) когортами подростков-сирот из определенных школ-интернатов, в том числе, преемственность педагогического взаимодействия преподавателей школы-интерната и преподавателей (мастеров) колледжа-ОК;

* третья характеристика – устойчивость социально-психологических мотиваций подростков-сирот на ускоренную монетизацию полученных теоретических знаний в профессиональные квалификации. По оценкам фокус-группмастеров производственного обучения: «… обучающиеся-сироты лучше работают руками на практике, чем учатся «на теории».Но за два-три годы те, кто хорошо работают по профессии начинаютлучше учиться …»;

* четвертая характеристика–нормирование нахождения подростков-сирот (2-3 чел.) в составе одной учебной группы (25 чел.) положительно влияет на повышение качества их жизни, так как появляется практика общения с другими социальными группами молодежи.

К сожалению, специфика обучения и воспитания в колледже-ОК подростков-сирот еще не получила достаточных научно-мониторинговых исследований.Ждет своего исследователя и технология рестарта для поколения «NEET».

Росстат уже выявил новое поколение - «NEET», т. е. большую группу российской молодежи в возрасте 15–24 г., которые не работают, не учатся и не мотивированы к вхождению в любые форматы трудовой деятельности:

* по данным Росстата - 263 тыс. подростков ежегодно после 9 кл. нигде не работают и не учатся, что приводит к постановке их на учет в ИДН;

* 71 тыс. молодых людей вообще без образования, в том числе, находящиеся в местах лишения свободы УФСИН;

* 799 тыс. молодых людей со средним общим образованием нигде не работают и не учатся;

* 110 тыс. молодые инвалиды-безработные;

* 219 тыс. молодых людей в возрасте 15-24 года – вообще не ищут работу, а в сельской местности доля молодежной безработицы самая большая [«Огонек», № 11, 26.03.2018. – С. 16 – 18].

Уточним еще одно проявление резильентности для несовершеннолетних подростков (14 – 18 лет), находящихся в местах лишения свободы сроком до 5 лет. Нормами федеральных законов «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ-120, от 24.06.1999 г.), законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ФЗ-5473 – 1, от 21.07.1993 г.) установлено обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в т. ч., разрешено получение СПО в заочной форме в профессиональных образовательных организациях.

Таким образом, администрация и педколлектив колледжа-ОК имеет право в своем регионе организовать для данной категории осужденных несовершеннолетних подростков комбинированное обучение (дистанционное, заочно-сетевое и др.) по профессиям рабочих и служащих.

К сожалению, данное направление реализации резильентной функции в СПО не получило адекватного программно-методического, управленческого, технологического и воспитательного обеспечения. Но, потребность в воспитательном партнерстве УФСИН и СПО давно назрело.

Отличительная особенность прагматичности методов воспитания в сетевом колледже-ОК в обеспечении раскрытия потенциала обучающихся из различных социально-возрастных групп, в том числе, лиц с ОВЗ и взрослых. Прагматичность методов воспитания предполагает необходимость пересмотра позиции обучающихся «на кого учишься?» и «для чего учишься?». Как перейти от освоения системы знаний к освоению новых практик деятельности? Как преодолеть разрыв между логикой реализации способностей обучающихся и логикой знаний системы профессионального образования?

Были определены для апробации три адекватных этим методам, инструмента:

1. Первый инструмент – персонализация, когда субъектом-заказчиком на проектирование своей профессиональной карьеры и управления своим будущим становится сам обучающийся и его семья;

2. Второй инструмент – дифференциация, когда субъектами-заказчиками маршрута профессиональной карьеры становятся различные форматы учебных групп (команды, бригады, сообщества, проектные группы и т. п.);

3. Третий инструмент – индивидуализация, когда проектирование индивидуальной образовательной траектории (после 8 кл.) опирается на результаты комплексных оценок специалистов и обучающемусявыдается письменная рекомендация.Риски индивидуализации в том, чтобы был соблюден баланс полномочий и ответственности, а индивидуализация не переросла в индивидуализм. Подчеркнем, что три инструмента не противоречат, а дополняют друг друга засчет аккумуляции учебного и профессионального опыта и освоения новых функций: так появляются гибкие специалисты и гибкие специальности.

Эти инструменты должны ответить на вопрос: «как обеспечить качество профессионального обучения и воспитания в условиях становления персонализированного, сетевого (цифрового) образовательного процесса в крупном колледже-ОК?».

Свое интересное решение предлагают российские исследователи цифровизации образовательного процесса СПО Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю.: «Смысл изменений в организации образовательного про­цесса в условиях цифровизации состоит в повышении его пе­дагогической результативности. Это может быть достигнуто, прежде всего, за счёт индивидуализации обучения - трансформации единого и общего для всех образовательного процесса в совокупность индивидуальных образовательных маршру­тов, выстроенных с учётом, с одной стороны, персональных образовательных потребностей и запросов обучающихся, с другой - их индивидуальных психолого-педагогических и медицинских (для обучающихся с ОВЗ) особенностей.

Цифро­вые технологии способны обеспечить практически бесконеч­ное множество направлений индивидуализации обучения, в том числе: по содержанию, по темпу освоения учебного ма­териала, по уровню сложности, по способу подачи учебного материала, по форме организации учебной деятельности, по составу учебной группы, по количеству повторений, по степе­ни внешней помощи, по степени открытости и прозрачности для других участников образовательного процесса и т.д. Важ­но, что все эти направления индивидуализации могут быть реализованы одновременно, что позволяет настроить образо­вательный процесс на каждого конкретного обучающегося.

В системах онлайн-обучения этот подход, как предполага­ется, должны обеспечить так называемые «адаптивные систе­мы обучения», основанные на идее воспроизведения персо­нальных моделей обучения с помощью сложных алгоритмов.

Индивидуализация профессионального образования и об­учения на основе цифровых технологий позволит обеспечить органичный переход к постиндустриальной модели профес­сионализма, когда профессия перестаёт быть стандартизован­ным набором трудовых функций и действий, востребован­ных знаний, умений и навыков, - и становится динамичным персонализированным набором компетенций.

Цифровой образовательный процесс профессионально­го образования и обучения реализуется на основе комплек­са педагогических технологий, среди которых можно выде­лить, с одной стороны, доцифровые(например, организация исследовательской деятельности обучающихся, технология «кейс-стади» и т.д.), которые могут предполагать использова­ние ИКТ как вспомогательного педагогического средства, что не предполагает существенной модернизации этих педагоги­ческих технологий.

С другой стороны, особо выделяется группа цифророждён­ных педагогических технологий, своим возникновением обя­занных процессу цифровизации и основанных на использова­нии цифровых средств (мультимедиа-сочинение как развитие идеи традиционного сочинения; виртуальная экскурсия как модернизация традиционной экскурсии; телекоммуникаци­онный учебный проект; «перевёрнутое обучение» и т.д.).

Процесс цифровизации обеспечивает качественно новые возможности для «упаковки» учебного материала и учебной деятельности, а также формирует принципиально новые обра­зовательные запросы. В этих условиях дидактическое значение различных технологий и методов обучения дифференцирует­ся. Роль продолжительных, однородных по структуре деятель­ности, «пассивных» форм учебной работы, таких как лекция, заметно снижается. Напротив, возрастает роль педагогических технологий, основанных на собственной активности учащих­ся, интерактивной коммуникации, командной работе, груп­повой и индивидуальной рефлексии, обладающих сложной структурой и определенным внутренним сценарием, таких как проектная деятельность обучающихся, во‘всех её вариантах, игровые технологии обучения, решение кейсов, групповые дискуссии и обсуждения и т.д. Все эти технологии позволяют формировать у обучающегося комплекс социальных компетен­ций, необходимых в условиях цифрового общества.

В цифровом образовательном процессе профессиональ­ного образования и обучения особое значение приобретаютметацифровые (программно-аппаратные) комплексы, как обучающие (симуляторы, тренажёры, средства дополненной реальности, датчики, фиксирующие качество отдельного тру­дового действия и т.д.), так и используемые непосредственно в производственном процессе предприятий. Использование таких комплексов - необходимое условия для формирова­ния у обучающегося комплекса профессиональных умений и навыков, необходимых для работы по будущей профессии (специальности).

Одним из таких условий выступает создание единой про­изводственно-обучающей цифровой среды, общей для пред­приятия-работодателя и образовательной организации (образовательной программы)» [1.Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю., 2019. – С. 10].

Резильентный контингент обучающихся в колледже-ОК – это не только ребята из разных школ и разных социальных групп. У них имеется общая характеристика – эти группы отличаются крайне низкой мотивацией к изучению общеобразовательных и теоретических дисциплин, так как их образовательные результаты в школах устойчиво были крайне низкими. При одном изтестировании абитуриентов при поступлении в колледж после 9 класса, один из них откровенно написал: - «… по химии я могу только кивать головой …».

В дополнении к этим традиционным социальным группам обучающихсяс низкими образовательными результатами растет количество обучающихся-левшей и обучающихся с повышенными интеллектуальными способностями.

С каждым годом становится все больше левшей, людей с доминирующим правым полушарием. Теперь каждый седьмой обучающийся – левша. У них, как известно, врожденный интеллект выше, но хорошо успевающих среди них - меньше, чем у правшей. Происходит это потому, что весь наш мир и образовательный процесс, в том числе, ориентирован на правшей; даже учебники написаны правшами и для правшей.

А способы восприятия учебной информации у подростков с доминирующим левым полушарием (правшей) и правым (левшей) очень отличаются. У первых преобладает словесно-логическое, т. е. последовательное мышление, так как они мыслят символами; у вторых - наглядно-образное, т. е. левши мыслят образами и воспринимают информацию целостно. Преподаватели в школе подают материал последовательно, оперируют абстрактными понятиями, а это затрудняет для левшей переработку учебной информации.

У такой группы обучающихся в крупном колледже-ОК появляются дополнительные возможности за счет освоения тренажерных (двигательных) технологий и ТРИЗ-технологий не только для успешных учебных коммуникаций, но и для карьерного и личностного роста.

 Новой профессиональной задачей для педагогов колледжей-ОК является увеличение количества детей и подростков с повышенным интеллектом. Такие дети отличаются креативностью, критичностью к учебной информации и личности преподавателя. Они быстрее усваивают учебный материал, но и способны быстрее реализовывать его в разнообразной практической деятельности. Для такой категории обучающихся в колледже-ОК предоставляются дополнительные возможности проявить себя не только в учебной, но и в спортивной, воспитательной, досуговой и профессионально-ориентированной деятельности.

Интервью фокус-групп преподавателейколледжей-ОК, как участников наших экспериментальных площадок, позволили определить условия преодоления академическойрезильентности таких групп обучающихся и разработать первую версию рейтинга (см. табл.)

.

Рейтинг условий преодоления академическойрезильентности

обучающихся в колледже-ОК

1. Рост

мотивации обучающихся к изучению теоретических дисциплин

1.1. Интерес к учебному плану, который преподает увлеченный преподаватель

1.2. Связь учебного предмета с изучаемой специальностью СПО: участие в предметных олимпиадах, конференциях и т. п.

1.3. Поддержка старшекурсников в обучении

1.4. Поддержка наставников с предприятий

1.5. Консолидированная поддержка и преподавателей, и родителей

1.6. Поддержка администрации колледжа-ОК

1.7. Поддержка педагогов дополнительного образования

1.8. Призыв в РА по профилю гражданской специальности

Результаты преодоления академической резильентности у выпускников СПО уже оценили кластерные группы работодателей.По данным мониторинга социально-экономического развития регионов РФ, который провела РЭУ им. Г. В. Плеханова, работодатели готовы больше платить выпускникам СПО, чем обладателям дипломов прикладного бакалавриата: «… средняя предлагаемая зарплата для выпускников СПО - 32.161 руб., а выпускникам ВУЗов с уровнем «бакалавр» - 29.800 руб. В отраслевом аспекте, самые большие зарплаты предлагают специалистам по информационным и коммуникационным технологиям, программистам, web-дизайнерам, администраторам баз данных исетей – 54.000 руб., а сварщикам – 44.000 руб. …» [«РГ», № 260 (7723) от 19.11.2018. – С. 8].

Источники и научные публикации:

1.           Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. - М.: Издательство «Перо», 2019. – 24 с.

2.           Вербицкий А. А. «Цифровое поколение»: проблемы образования // Профессиональное образование. Столица. - № 7. - 2016. – С. 10 – 13.

3.           Ефимов В. С. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: Аналит. доклад /под ред. В. С. Ефимова. – М.: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2014. – 294 с.

4.           Зборовский Г. Е. Общая социология. Курс лекций. Екатеринбург, 1997. – 600 с.

5.           Никитин М. В. Становление сетевого профессионального образования: ресурсы организаций и сообществ: практикоориентированная монография / Никитин М. В. – М.: РУСАЙНС, 2018. – 260 с.

6.           Никитин М. В. Сетевые образовательные программы: структура и содержание // Качество образования. - № 11. – 2012. – С. 28–31.

7.           ПинскаяМ. А., Хавенсон Т. Е., Косарецкий С. Д., Звягинцев Р. С., Михайлова А. М., Чиркина Т. А. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования, № 2, 2018. – С. 198–228.

8.           Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Михайлова А. М., Чиркина Т. А. (2017). Резильентные школы: высокие достижения в социально-неблагополучном окружении. Мониторинг экономики образования № 21 (120). М.: Изд. дом ВШЭ.