Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКУ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

В отечественной школе меняется многое: управление и содержание образования, структура учебных пособий, методика урока и формы его проведения, организация работы с различными контингентами обучающихся,  подходы к оцениванию учебных и внеурочных достижений обучающихся и т.п. Неизменным остается «педагогический треугольник»: учитель – ученик – родитель,согласованность которого в значительной степени влияет на уровень воспитанности ребенка и повышение качества образования в современной школе.

Вовлечение родителей в управление школой – одна из сложных задач образования, особенно, если речь идет о сельской местности. Чрезмерная занятость родителей на работе и дома, удаленность от центра и (или) от школы, увеличение доли семей, в которых воспитанием ребенка занимается один родитель или законный представитель, уменьшают время пребывания родителя в образовательном учреждении. Отсюда проблема сельской школы заключается в отсутствии механизмов вовлечения родителей в оценку качества образования. Для решения указанной проблемы в учреждении была предложена инновационная модель вовлечения родительской общественности в обеспечение и оценку качества образования в условиях сельской школы, представляющая собой совокупность кадровых, материально-технических, научно-методических и финансовых условий, направленных на достижение запланированного результата.

Инновационная модель актуальна для системы образования Городищенского муниципального района Волгоградской области и других территорий, так как руководителю учреждения предложен методический инструментарий для организации работы с родителями (законными представителями) в условиях реализации основных, в том числе адаптированных,  образовательных программ учреждения и национального проекта «Образования»,  диагностические методики, локальные нормативные акты учреждения и т.п.

Цель модели: отработать механизм вовлечения родительской общественности в обеспечение и оценку качества образования в условиях сельской школы.

Задачи:

1) выявить готовность родителей (законных представителей) к участию в работе по оценке качества образования;

2) разработать  инновационную  модель вовлечения родительской общественности в обеспечение и оценку качества образования в условиях сельской школы,

3) описать компоненты инновационной модели и показать их практическую значимость;

4) диагностическим путем проверить результативность разработанной модели.

В. И. Андреев определяет качество образования как «интегральную характеристику признаков и показателей, которые отражают высокий уровень процесса и результатов образования», причем он указывает на обязательное соблюдение требований образовательных стандартов [2, c.267].

В педагогическом словаре данное понятие трактуется следующим образом: «Качество образования — это четко выявленный уровень образованности, достигаемый на каждом этап обучения в соответствии с запланированными целями; это – показатель удовлетворенности ожиданий участниками процесса образования от реализуемых образовательных услуг» [4].

Готовность родителей (законных представителей) к участию в работе по оценке качества образования осуществлялась диагностическим путем. Анализ мониторинговых исследований среди родителей показал, что 32% готовы принимать активное участие в оценке качества образования, но каждый четвертый респондент опасался, что его вклад в данное направление будет не эффективным. Однако предложенные конкретные виды деятельности в некоторой степени позволили повысить активность родителей в управлении качеством образования.

Инновационная  модель вовлечения родительской общественности в обеспечение и оценку качества образования в условиях сельской школы представляет собой взаимосвязанные направления работы школы на разных уровнях образования (схема № 1):

v  совершенствование нормативно-правовой базы учреждения,

v  организация раннего профильного обучения обучающихся,

v  оценка образовательных достижений обучающихся,

v  сетевое взаимодействие организации учебной и внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

1 Model pdf.io

Рассмотрим предложенные компоненты модели подробно.

В соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», уставом и Порядком учета мнения совета старшеклассников и общешкольного родительского комитета при принятии локальных нормативных актов и выборе меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося  в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» представители родительской общественности участвуют в разработке  Программыразвития, локальных нормативных актов в части соблюдения прав, охраны жизни и здоровья обучающихся, положений о проведении творческих конкурсов и спортивных мероприятий, вносят изменения в план работы школы[7], участие в планировании работы федеральной инновационной площадки по теме «Апробация новых механизмов вовлечения различных контингентов обучающихся в активную социальную практику в условиях сельской школы»,региональной инновационной площадки по теме «Управление профессиональным разви­тием педагогического коллектива обще­образовательной организации, рабо­тающей в инновационном режиме»», совместно с представителями администрации осуществляют контроль за состоянием школьного питания, реализации социальных проектов по благоустройству пришкольного участка, «Аллея памяти», «Росток в будущее» и др.

akzija1

Рис. 1. Акция «Росток в будущее»

Den zdorovja

Рис. 2. День здоровья

В учреждении проводится работа с родителями по организации дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС общего образования – это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность обучающегося.

Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по уровню интеллектуального развития,  интересам и склонностям.

Рассмотрим организацию индивидуального отбора обучающихся в класс (классы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов на примере 4-х классов, которые принимаются в 5 классы по результатам тестирования (собеседования) по отдельным учебным предметам.

Информирование обучающихся, родителей (законных представителей) о сроках, времени, месте подачи заявлений и процедуре индивидуального отбора осуществляется организацией через официальный сайт учреждения в сети «Интернет», ученические и родительские собрания, информационные стенды учреждения, средства массовой информации не позднее 30 календарных дней до начала индивидуального отбора.

Родители (законные представители) подают заявление на имя директора учреждения не позднее 10 календарных дней до срока проведения индивидуального отбора, установленного учреждением в информационном сообщении.К заявлению прилагаются копии следующих документов обучающихся:ведомость успеваемости, грамоты, дипломы, сертификаты, удостоверения, подтверждающие учебные, интеллектуальные, творческие и спортивные достижения (призовые места) обучающихся.

Подробная информация содержится в локальных нормативных актах учреждения, памятках, буклетах, с которыми родители знакомятся постепенно .

В результате анкетирования с целью изучения запросов и образовательных потребностей родителей родители обучающихся оценивают  образовательные услуги по степени важности, оказывают помощь в формировании школьного  компонента учебного плана и части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в выборе разнообразных форм внеурочных мероприятий, оценке образовательных достижений обучающихся .

Задачами включения родителей в оценку образовательных достижений обучающихся являются: получение объективной информации о динамике учебных и внеурочных достижений ребенка, формирование единыхи понятных критериев оценивания образовательных достижений обучающихся и подходов к их измерениям, повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования, обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательных отношений.

Основными формами работы с родителями (законными представителями) по данному направлению являются: родительские собрания, индивидуальные консультации учителей и педагога-психолога, активные и пассивные методы диагностики, тренинговые занятия, др.

Решение поставленных задач невозможно без проведения соответствующего мониторинга в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

А.Н. Майоров подчеркивал, что «мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе и отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития»[8, с. 12].

Функции мониторинга: диагностическая (выявление достижений и проблем), методическая (оказание методической поддержки), коррекционная (внесение изменений и дополнений в программу внеурочной деятельности или отдельных направлений деятельности учреждения), управленческая (принятие управленческого решения; устранение отклонения от установленных норм).

Мониторинг включает следующие основные элементы:

v  сбор информации посредством опросов, анкетирования при непосредственной встрече или через АИС «Сетевой город. Образование», а также через онлайн-анкетирование на официальном сайте учреждения в сети «Интернет»;

v  обработку, систематизацию и хранение полученной информации;

v  непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития отдельных направлений деятельности школы;

v  внесение изменений в планирование и содержание отдельных мероприятий.

Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию учреждения, Управляющий совет, научно-методический совет, педагогический совет,  методические объединения и рабочие группы, деятельность которых регламентируется локальными нормативными актами учреждения. 

Управляющий совет учреждения:

Ø  утверждает блок локальных нормативных актов, регулирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования, и контролирует их исполнение;

Ø  готовит предложения, направленные на совершенствование внутренней системы оценки качества образования учреждения, участвует в этих мероприятиях;  

Ø  организует изучение информационных запросов основных пользователей внутренней системы оценки качества образования.

Предметом внутренней системы оценки качества образования являются:

Ø качество образовательных результатов обучающихся;

Ø качество организации образовательной деятельности, включающей условия ее организации, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, организация питания и т.п.;

Ø качество образовательных и дополнительных общеобразовательных программ, принятых и реализуемых в учреждении, условия их реализации;

Ø качество воспитательной деятельности;

Ø профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;

Ø эффективность управления качеством образования и открытость деятельности учреждения;

Ø состояние здоровья обучающихся и другие вопросы в соответствии с приоритетными направлениями учреждения.

Ежегодными объектами исследования являются «Организация питания школьников», «Внеурочная занятость обучающихся», «Степень удовлетворенности образовательными услугами», «Круг общения моего ребенка», раз в три года проводятся исследования по направлениям «Ценностные ориентации детей и родителей», «Здоровье моего ребенка», «Классный коллектив глазами родителей», «Организация внеурочной деятельности», др.

Мониторинг представлен как модифицированными, так и авторскими диагностиками.

Проведение мониторинга неразрывно связано с таким понятием, как открытость образования, которая заключается в доступности полученной информации для всех участников образовательных отношений.

Полученные результаты доводятся до сведения родителей на совещания органов управления учреждением, родительских собраниях, размещаются в ежегодном публичном докладе и отчете по самообследованию учреждения.

Подробные пошаговые действия всех участников мониторинговых исследований отражены в Положении о внутренней системе оценки качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3».

В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»,приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и др. с 01.092016 года в учреждении начата работа по реализации инклюзивного образования в условиях сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие в организации учебной и внеурочной деятельности с целью реализации коррекционной программы и программ внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья – одно из новых и сложных направлений деятельности образовательных учреждений на современном этапе. Сетевое взаимодействие– это совместная деятельность образовательных учреждений с привлечением заинтересованных структур и служб, направленная на повышение качества образования и заключающаяся в обмене опытом, совместной разработке и использовании инновационных, программно-методических и кадровых ресурсов.

Кроме того, инклюзивное образование и профессиональный стандарт «Педагог» (далее – Стандарт) предъявляет новые требования к учителю[5], реализующего программы и учебной и внеурочной деятельности для детей с ОВЗ. Согласно Стандарту педагог должен овладеть такими трудовыми действиями, как:

Ø  освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью и т.п.;

Ø  проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу обучающегося (культуру переживаний и ценностные ориентации обучающегося);

Ø  формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

Ø  использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка и другими.

В настоящее время существует несколько моделей сетевого взаимодействия в организации урочной и внеурочной деятельности, которые успешно могут быть реализованы в образовательном пространстве совместно с родителями (законными представителями).

В педагогике метод моделирования рассмотрен в научных трудах В.Г. Афанасьева, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, и др. Моделирование – процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами (Г.В. Суходольский). Моделирование является эффективной технологией совершенствования профессиональной деятельности педагогов (Р. Атаханов, А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский и др.)[3].

Однако не все они приемлемы для детей с ОВЗ. Опыт показывает, что наиболее успешно программы урочной и внеурочной деятельности для детей с ОВЗ реализуются в том случае, если в их содержание включены социально-педагогические проекты, цель которых заключается в создании условий для реализации индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого ребенка с ОВЗ и предоставления возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории. 

Каждому сетевому социально-педагогическому проекту предшествует ряд школьных мероприятий. Участие детей с ОВЗ в школьных и сетевых проектах позволяет формировать и развивать личностные, метапредметные и предметные учебные действия обучающихся младших классов.

В нашем учреждении был реализован сетевой социально-педагогический проект «Одаренные дети МБОУ ГСШ № 3 – детям с ограниченными возможностями здоровья».

Проект включал ряд мероприятий, которые исходят из приоритетных направлений учреждения, от контингента обучающихся и их родителей (законных представителей), имеющихся кадров, материально-технической базы и привлеченных специалистов.

Однако ключевыми мероприятиями сетевого проекта являются следующие: Открытый фестиваль-конкурс творческих достижений детей с ограниченными возможностями ребенка, День творческого ребенка с ОВЗ, в процессе подготовки к которым выявляются и раскрываются творческие способности не только одаренных обучающихся учреждения, но и детей с ОВЗ.

В данной ситуации творческие (одаренные) дети выполняют рольтьюторов по отношению к детям с ОВЗ (причем категория последних не озвучивается); а педагоги выполняют роль тьюторов по отношению к организаторам социально-педагогического проекта, то есть одаренным обучающимся учреждения[6]

krugl stol

Рис. 3. Круглый стол

На заключительном этапе социально-педагогического проекта проводится мониторинг участников образовательных отношений по направлению: «Достижения и проблемы личностного развития ребенка с ОВЗ».

Данный проект может быть реализован как в рамках одной образовательной организации или нескольких, так и на всей территории муниципального района отдельно взятого субъекта Российской Федерации.

Дополнительно нами рассмотрено участие родителей (законных представителей) в организации и проведении школьных и сетевых мероприятий  для обучающихся 1-4-х классов с ОВЗ и мониторинг результатов универсальных учебных действий обучающихся 1-4-х классов с ОВЗ.

Таким образом, эффективность сетевого взаимодействия обеспечивает:

       - для обучающихся с ОВЗ: приобретение социального опыта, повышение  качества и эффективности развития, воспитания и обучения, сформированности  активно-познавательной позиции и школьно-значимых навыков, в том числе коммуникативных;  

       - для педагогов и специалистов:  оценку своих профессиональных возможностей и достижений,  совершенствование профессионального мастерства; формирование партнерских, доверительных отношений между коллегами,  детьми и их родителями (законными представителями); создание пространства для интеграции педагогических технологий, используя  ИКТ;   поиск новых идей и разработку новых проектов;

       - для руководителей поможет создать: коллектив творческих единомышленников; комфортный психологический климат в коллективе; расширить инновационный поиск; повысить эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создать привлекательный имидж учреждению;

       - для родителей (законных представителей), неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, - участие в организации и проведении совместных мероприятий; получение полной информации о развитии и достижениях своего ребенка; принятие рекомендаций специалистами при выборе учреждения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

В целом, эффективное сетевое взаимодействие – это совместно построенные действия участников образовательных отношений, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения (рефлексия - обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний), преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции, развитие потребности в самоактуализации.

Сегодня МБОУ ГСШ № 3 – открытое образовательное учреждение. Школа активно сотрудничает с международным благотворительным общественным Фондом  «Интеркультура», Фондом поддержки образования г. Санкт-Петербурга, Российской Академией Естествознания, Центром международного сотрудничества по развитию образования и Аналитическим центром Юрия Левады г. Москвы, Отрадненским управлением Министерства образования и науки Самарской области, ГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»,  ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Алтайским краевым институтом повышения квалификации г. Барнаула, ГКУ ВО «Волгоградское лесничество», ГБУК «Самарская областная детская библиотека», ГКСУ СО «Городищенский социально-реабилитационный центр» и многими другими.

Предложенная модель требует своего дальнейшего развития. Однако промежуточные результаты свидетельствуют о том, что она эффективна и востребована.

Последний опрос обучающихся 3-10-х классов показал, что 87% родителей интересуются успехами ребенка в школе. Больше всего родителей интересует здоровье ребенка – 71%, учеба – 56%, организация свободного времени – 20%, 6% - ничего.

Каждый третий обучающийся (37%) отметил, что на своих родителей может положиться в большой степени, 44% - в достаточной степени. 84% респондентов отметили, что им очень повезло с родителями, 11% считают, что им повезло не очень и только 3% ответили, что им не повезло с родителями вовсе.

Юрий Азаров в своих трудах отмечал, что воспитать ребенка достойной личностью можно в том случае, если родители будут проявлять к нему интерес. «Искусство воспитания как раз и основывается на умении видеть и использовать для воздействия на ребенка все то многообразие отношений, которые формируют его как личность» [1, стр. 285].

Л.И. Саляхова, рассматривая проблемы сотрудничества образовательного учреждения и семьи, подчеркнула, что «сегодня школа не может диктовать родителям только свои условия и не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества обучения… и других проблем школьной жизни. …Только совместно с родителями и только в содружестве с ними можно решить… педагогические проблемы» [10, стр. 178-187].

 

Литература

$1         1.    Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.: Топикал, 1994 – 608 с.

$1        2.    Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1998. — 316 с.

$1     3.    Загвяздинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

4.    Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2001. — 176 с.

5.    Корсакова Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения / Т.В. Корсакова // Педагогика. – 2009. – № 10. – С. 46-50.

6.    Кутепова Е.Н., Фадина А.К. Модель взаимодействия образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику, с психолого-педагогическим медико-социальным центром и специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Методические рекомендации. (Серия «Инклюзивное образование») М.: СПб: Нестор – История, 2013.

7.    Лазарев В.С. Проекты локальных актов по введению Федеральных образовательных стандартов второго поколения: Как с помощью локальных актов обеспечить нормативную базу введения ФГОС? / В. С. Лазарев // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – № 4. – С. 9-15.

  1. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. Майоров А.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 424 с.

$1      9.    Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб.пособие для студ. пед. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.

 10. Школа и учитель в зеркале модернизации образования: Сборник научно-методических работ: / Под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. – М.: Международная педагогическая академия, 2003. –С. 178-187.