Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ КРАУДСОРСИНГА И ВОВЛЕЧЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Ключевая роль в системе образования принадлежит высшему образованию, поскольку оно формирует кадровый потенциал РФ [1]. В постоянно меняющихся экономических, информационных, технологических и социальных условиях как в мире, так и внутри страны, высшее образование РФ требует системных преобразований и своевременной адаптации под постоянно меняющиеся условия. Современные выпускники должны быть способны как использовать передовые ресурсы и технологии, так и быть готовыми самостоятельно создавать новые технологии, отвечающие запросам будущего.

Таким образом, в РФ современное развитие ВО возможно только через взаимодействие вузов и обучающихся с работодателями соответствующей отрасли. Работодатель определяет свои актуальные потребности, а научный потенциал вузов разрабатывает действенные программы обучения, после которых выпускник останется компетентным специалистом долгие годы.

Поэтому главной детерминантой успешного трудоустройства по специальности сегодня выступает умение адаптироваться под постоянно меняющиеся требования отрасли. Это отличает современное компетентностное образование от профессионального. Профессиональное образование нацелено на формирование только знаний, умений и навыков, достаточных для безупречного владения готовыми технологиями, а компетентностное образование формирует также навыки и умения, позволяющие выпускнику создавать собственные инструменты, технологии и решения, замещающие действующие.

Следовательно, современная подготовка специалистов ВО должна основываться на компетентностном подходе. Интерактивные методы должны формироваться при взаимодействии вузов с работодателем, он должен иметь возможность участвовать в промежуточном контроле студентов, давать решать им свои задачи и поощрять их за оригинальные подходы к решению.

Тогда компетентностный подход будет использоваться и при оценке качества подготовки специалистов. Проанализируем основные современные методики оценки качества образования на соответствие данному требованию.

Анализ основных действующих методик по оценке качества подготовки специалистов учреждений высшего образования

Организациями, реализующими сегодня проверку качества образования, являются Рособрнадзор (государственная аккредитация учебных учреждений) и Научно-исследовательский институт (НИИ) мониторинга качества образования в г. Йошкар-Ола (общественная аккредитация учебных учреждений). Также обработкой и сводкой результатов оценки качества образования по учебным учреждениям на каждом уровне образования занимается Главный информационно-вычислительный центр Министерства образования и науки Российской Федерации (ГИВЦ Минобрнауки России).

Опишем и раздельно дадим оценку эффективности каждой методики.

1.  Методика Рособрнадзора по государственной оценке качества подготовки специалистов.

Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, проводит лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности на каждом уровне образования, в т.ч. на уровне ВО.

Цель государственной аккредитации — приостановление деятельности вузов, не формирующих у студентов необходимых компетенций.

Методика Рособрнадзора и её основные критерии представлены в свободном доступе сети интернет на официальном сайте [5]:

-       структура основной образовательной программы;

-        доступ обучающихся к электронно-библиотечным системам и к электронной информационно-образовательной среде организации;

-        доля научно-педагогических работников, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля);

-        доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, и т.д.

Качество образования оценивается по анализу документов на соответствие требованиям ФГОС, текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов, оценке сформированности компетенций обучающихся. Но на практике эксперты Рособрнадзора зачастую проводят проверки вузов дистанционно, получая необходимую документацию по электронной почте, в т.ч. результаты проверки успеваемости студентов. Во всех опубликованных на официальном сайте Рособрнадзора экспертных заключениях основания лишения вузов аккредитации — некорректно оформленные документы, а не показания низких знаний студентов.

За 2018 год Рособрнадзор лишил государственной аккредитации свыше 50 вузов и их филиалов, а с 2015 г. по 2018 г. — почти половину вузов РФ [10]. Среди них оказались АНООВО «Европейский университет в Санкт-Петербурге» (в 2016 году был лидером по научно-исследовательской работе) и «Московская высшая школа социальных и экономических наук», ведущая обучение по валидированным Манчестерским университетом программам.

Это ведёт к тому, что закрываются вузы, занимающие лидирующие позиции в РФ, а вузы, выпускники которых вынуждены проходить дополнительные курсы и самообучение, продолжают неэффективную деятельность, подготовив необходимый комплект документов. В экспертном заключении Рособрнадзора нет показателя «Трудоустройство», что говорит о несостоятельности методики оценки качества образования от Рособрнадзора.

2.  Методика оценки качества подготовки специалистов по подходам ГИВЦ Минобрнауки России

ГИВЦ Минобрнауки России осуществляет сбор, обработку и анализ форм статистической отчетности вузов. На официальном сайте ГИВЦ Минобрнауки России публикуются данные сбора результатов мониторинга подготовки кадров по ВО [3].

Мероприятия и данные мониторинга публикуются в открытом доступе сети интернет, что позволяет проводить экспертный и народный контроль данных. Методика учитывает специфику деятельности вузов и показатель «Трудоустройство». Для определения трудоустройства ГИВЦ Минобрнауки взаимодействует с Пенсионным фондом и Рособрнадзором. Он получает данные о выпускниках из ФРДО, обрабатывает их и направляет в Пенсионный фонд РФ, который проверяет страховые отчисления по СНИЛС.

Трудоустроенным считается выпускник, имеющий СНИЛС и хотя бы одно страховое отчисление от работодателя в выпускном году, что минимизирует субъективный фактор завышения вузами анализируемого показателя.

Но даже при таком подходе остаются негативные стороны методики:

-        остаётся вероятность искажения данных по выпускникам, устроенным неофициально в кризисный этап развития экономики РФ;

-       остаётся возможность ошибочной идентификации чужого СНИЛС по данным выпускника, что завышает показатель трудоустройства;

-        методика включает трудоустройство выпускников не по специальности или подработку, которая осталась по завершении обучения;

-        методика не учитывает взаимодействие вуза с работодателями, формирование ООП по актуальным потребностям рынка труда.

Такой подход нельзя назвать качественным, поскольку он оценивает количество трудоустроенных, а не их уровень подготовки. Очевидно, что такая методика не может быть состоятельной и требует совершенствования.

3.  Методика оценки качества специалистов по подходам НИИ мониторинга качества образования

Основные направления НИИ мониторинга качества образования [4]:

-        тестирование в рамках проектов «ФЭПО», «Интернет-тренажеры в сфере образования», «Диагностическое интернет-тестирование студентов первого курса»;

-       помощь вузам в конструировании фондов оценочных средств с помощью сервиса «Мастер ФОС»;

-        Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата;

-        подготовка аналитических и мониторинговых отчетов, и другое:

Таблица 1

Календарь проектов по общественной аккредитации учебных учреждений на 2019 г.

                 

Период
оказания услуг

Программы ВО

Программы СПО

Прием

заявок

 

Категория

Стоимость за период оказания услуг (руб.)

Категория

Стоимость за период оказания услуг (руб.)

 

Проект «Интернет-тренажеры в сфере образования»

 

01.03.19 –

31.07.19 г.

 

Одна услуга

Две услуги

Три услуги

 

Одна услуга

Две услуги

Три услуги

 

с 09.01. 2019 г.

   

до 1000 чел.

21700

25400

32400

до 250 чел.

8800

10800

12700

 

1000–3000 чел.

28400

32000

35100

250–500 чел.

12200

13200

14100

 

02.09.2019 г. –

29.02.2020 г.

3000–10000 чел.

35100

39900

44800

500–1000 чел.

15400

16700

17900

с 01.08. 2019 г.

 

10000–30000 чел.

44800

49000

52500

1000–3000 чел.

19600

20400

21000

 

более 30000 чел.

50000

53300

57000

более 3000 чел.

23000

24000

25900

 

Проект «Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО)»

 

01.03.2019 –

31.07.19 г.

до 1000 чел.

23600

до 250 чел.

9800

 

с 09.01. 2019 г.

   

1000–3000 чел.

30200

250–500 чел.

12700

 

3000–10000 чел.

37500

500–1000 чел.

16100

 

01.10.2019 г. –

29.02.2020 г.

с 02.09. 2019 г.

 

10000–30000 чел.

46900

1000–3000 чел.

20000

 

более 30000 чел.

51700

более 3000 чел.

23500

 

Проект «Диагностическое интернет-тестирование студентов первого курса»

 

02.09 – 31.12

  1. .
     

На базе 11 классов

На базе 9 классов

с 01.08.

 

до 1000 чел.

13800

до 250 чел.

4600

3200

 

1000–3000 чел.

18100

250–500 чел.

6000

4200

 

3000–10000 чел.

26600

500–1000 чел.

8800

6200

 

10000–30000 чел.

36200

1000–3000 чел.

12000

8500

 

более 30000 чел.

42700

более 3000 чел.

14100

10000

 

Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата

 

09.04 – 25.04
2019 г.

Для базовых площадок стоимость участия в ФИЭБ одного студента – 980 руб.

с 08.10.2018 г.

 

Для вузов-участников стоимость участия в ФИЭБ одного студента – 1400 руб.

с 09.01.2019 г.

 

Тренажер ФИЭБ 4

 

15.01 – 31.05
2019 г.

Тестирование в режимах «Подготовка» и «Самоконтроль» для каждой группы студентов (до 25 человек) по направлению подготовки – 8750 руб.

с 01.11.2018 г.

 

Тестирование в режиме «Внутренний контроль» по каждому направлению подготовки независимо от количества групп студентов – 8750 руб.

 

Мастер ФОС

 

с 01.01.2019 г.

Для вуза минимальный пакет (10 единиц ФОС) – 5000 руб., дополнительная единица ФОС – 500 руб.

с 01.01.2019г.

 

Для преподавателя единица ФОС – 500 руб.

 
                           

80 вузов из 53 регионов РФ и СНГ зарегистрированы в качестве базовых площадок для проведения ФИЭБ-2018 (добровольная сертификация выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС ВО). Всего в экзамене приняли участие 6674 студента из 118 вузов [4]:

 1.

Рис. 1. Результаты проведения общественной аккредитации вузов в 2018 г.

По результатам экзамена студент получает сертификат ФИЭБ, дающий преимущества при ГИА выпускника, поступлении в магистратуру и при трудоустройстве как подтверждение качества подготовки по данной ООП [6].

Как видно из табл. 1, методика НИИ мониторинга продолжает в 2019 г. развиваться и расширять типы аттестации, а рис. 1 показывает значительный рост вузов в проектах, связанных с олимпиадами, результаты которых существенны для работодателей. Вузы вкладывают свои средства для участия в них. Тем более они будут готовы вкладывать средства в формирование нового подхода в образовании и оценки его качества со смещением в сторону взаимодействия с работодателями и сокращения объёмов документации.

Несмотря на явные достоинства Методики и явное её преимущество перед методиками Рособрнадзора, в ней остаётся оценка качества образования специалиста уже на выходе из образовательного учреждения, а оценки показателя «Трудоустройства» нет, т.к. оценивается только качество подготовки по ООП. По такой оценке качества образования нет понимания, будут ли проверяемые специалисты востребованы на рынке труда, поскольку не проверяется соответствие самих ООП потребностям работодателей.

Любой подход, в котором качество образования оценивается только по выпускникам или по соответствию оформления документов ФГОС, обречён лишь говорить о соответствии/несоответствии критериям. Но в такой системе оценки качества отсутствует главное звено — это реальные работодатели, их потребности в конкретных навыках и умениях выпускников вузов.

Сами организации зачастую формируют собственные, подходящие им методики оценки качества образования, и с помощью них отбирают наиболее подходящие кадры. Например, крупнейшая российская угольная компания АО «СУЕК-Кузбасс» в 2003 году решила проблему нехватки компетентного управленческого персонала через конкурс среди абитуриентов, где 10 победителей были направлены по целевому профильному набору на обучение в ФГБОУ ВО «СПбГУ» с последующим трудоустройством по специальности.

Именно такой подход позволил Компании за несколько лет выйти в лидеры угольной промышленности в России. Но отсутствие системного подхода не даёт работодателям формировать при этом наиболее подходящие образовательные программы в выбранном вузе. Не всегда такой подход позволит успешно решать актуальные проблемы предприятий со спецификой региона.

Гораздо эффективнее, когда компании сами описывают проблемное поле или целые навыки и умения, необходимые им для решения насущных задач, а вузы презентуют компании свои образовательные траектории, и компания выбирает, какое решение ей подходит. Это, с одной стороны, формирует рынок образовательных услуг для компаний, нуждающихся в компетентных кадрах, а с другой, делает оценку качества вузов наиболее открытой и достоверной, где главные критерии качества — взаимодействие вуза с работодателями, количество целевых мест и динамика развития компаний с момента их взаимодействия с вузом. Авторы статьи предлагают методику оценки качества образования, основывающуюся на выдвинутых тезисах.

Описание методики оценки качества подготовки специалистов ВО с применением технологий краудсорсинга и вовлечением работодателей

В XXI веке передовыми стали информационные технологии, облачные данные и сеть интернет. Сегодня для любой компании сайт в сети интернет — условие её существования. До 90% клиентов сегодня узнают о компаниях через сеть интернет, через социальные сети. Оценка качества образования тоже должна проводиться в сети интернет и быть публичной, открытой для любого гражданина РФ, но подчиняться определённым правилам, нивелирующим недостатки существующих методик и подходов к оценке качества.

Главное отличие интернет-платформы по оценке качества образования от социальных сетей — целевая направленность работы экспертов и пользователей, что возможно через методы и технологии краудсорсинга.

Краудсорсинг — совместная созидательная сетевая деятельность членов общества, направленная на создание общественного знания или продукта. Целью проектов совместного творчества является как формирование документа или закона высокого качества, так и рост сетевой культуры, доверия и установление связей между участниками, формирование сетевой социальной структуры, способной обеспечить эффективное взаимодействие [2].

Предлагаемая методика оценки качества подготовки специалистов ВО основывается на краудсорсинговом подходе к реализации высшего образования. Подход предполагает совместную созидательную деятельность работодателей, преподавателей, обучающихся, абитуриентов и их родителей по формированию наиболее подходящих образовательных траекторий под реальные запросы работодателей. Работодатели задают проблемное поле, определяют свои приоритетные задачи и совместно с вузами определяют основной перечень умений и навыков для решения своих задач. Вузы предлагают свои варианты образовательных траекторий и дорожных карт формирования компетенций. Работодатель выбирает подходящую ему образовательную траекторию и начинает работать с предложившим её вузом. Текущий контроль проводится в виде аналитических заданий работодателя в интерактивных формах. Выпускники трудоустраиваются на целевые места работодателя, а вузы получают высокие рейтинги для других работодателей.

Реализация такого подхода будет проводиться в несколько этапов. Блок-схема такого подхода изображена на рис. 2:

2 pdf.io

Рис. 2. Блок-схема этапной реализации авторской методики оценки качества образования.

Согласно схеме на рис. 2 общественная оценка качества проводится на протяжении всего периода реализации Методики — все этапы являются открытыми, любой пользователь может опубликовать свои аргументированные возражения, предложить свои дополнения и улучшения и оценить разрабатываемые образовательные траектории и их реализацию. А этап 6 подразумевает реализацию итоговой оценки качества работы вуза для проведения государственной аккредитации. Рособрнадзор может привлекать к аккредитации вузов всего по одному эксперту по каждому укрупнённому направлению образования или нескольким направлениям для аккредитации всех вузов. Объёмы документального оформления значительно сокращаются — остаётся только общее заключение главного эксперта, поскольку все необходимые материалы качества образования будут собраны на самой интернет-площадке.

Описание опыта авторов по реализации предлагаемого подхода

Авторы имеют опыт работы в первой в России краудсорсинговой компании ООО «ВикиВот!», а сейчас они администрируют интернет-платформу «ПреОбразование» [7]. Реализация авторской методики предлагается на этой платформе, где используются собственные запатентованные подходы на стыке информационных технологий, психологических и юридических наук.

Информационные технологии позволяют оперативно строить проекты под многоэтапные образовательные задачи любой сложности.

Исследования в области психологии связаны с использованием в совместной деятельности разработок по мотивационному стимулированию участников. Так как участники занимаются совместной деятельностью безвозмездно, для каждого проекта определяется целевая аудитория, выявляются её актуальные внутренние стимулы, не связанные с материальным поощрением, и в соответствии с ними выстраивается работа с участниками. В результате исследований одного из разработчиков платформы «ПреОбразование», д.п.н. Патаракина Евгения Дмитриевича определено, что главный мотиватор образовательного сообщества — желание изменения образовательной среды для повышения качества образования будущих поколений [2], на что и направлена предлагаемая методика оценки качества образования.

Исследования в области юриспруденции дали разработку запатентованной методики (рис. 2) совместной деятельности по созданию, доработке и мониторингу реализации документов на всех стадиях их жизненного цикла:

 3.

Рис. 3. Патент на собственную методику совместной сетевой деятельности на интернет-платформе «ПреОбразование», которая будет использоваться для реализации Методики.

Методика предусматривает различные подходы к проведению проектов на разных стадиях жизни документа (в т.ч. образовательных программ):

1.    Постановка задачи на регулирование — поскольку на первом этапе нет целей и задач документа, эффективным подходом является сбор и доработка идей по определению его области регулирования и концепции.

На рис. 4 представлена реализация такого подхода на примере 1-й этап проекта «Как будут оценивать российских учителей?» [8]:

 4.

 

Рис. 4. Интерфейс реализации подхода «Постановка задачи на регулирование»

Предполагается использовать такой подход на этапе 1 Методики.

2.    Разработка правил и 3. Формализация правил — подход реализован в 3 уровня работы, где на 1-м уровне представлены выработанные на предыдущих этапах и новые варианты области регулирования и правил, на 2-м уровне публикуются правила решения проблем и предложения по текстам документа, а на 3-м уровне они коллективно дорабатываются:

  5.   2

Рис. 5. Интерфейс реализации разработки и формализации правил.

Предполагается использовать такой подход на этапе 2 Методики.

4.    Экспертиза проекта документа — уникальный подход коллективной доработки проекта документа через разделение экрана на 2 блока: слева участники работают с текстом документа, а справа выводится перечень опубликованных идей к смысловой части текста документа.

Предполагается использовать такой подход на этапе 4 Методики.

Например, на платформе «ПреОбразование» по такому подходу реализован проект «Модель оптимизации развития образовательных условий московских школ для обеспечения равного доступа к качественному образованию с применением международной шкалы SACERS» [9]:

 6.

Рис. 6. Интерфейс реализации подхода «Экспертиза проекта документа».

5.    Мониторинг действия документа — уникальный подход коллективного выявления проблем действия документа и совместной выработки возможных их решений через разделение экрана на 2 блока:

 7.

Рис. 7. Интерфейс реализации подхода «Мониторинг действия документа»

Предполагается использовать такой подход на этапе 5 Методики.

Этап 3 Методики предполагается реализовывать через формирование и доработку учебных планов с подсказками, где несоответствие требованиям:

 8.

Рис. 8. Доработка предложений в подходе «Постановка задачи на регулирование».

Таким образом, предлагаемая авторами методика оценки качества подготовки специалистов высшего образования даёт следующие преимущества:

-        она основывается на качестве работы вузов с работодателями;

-        все результаты совместной работы на интернет-площадке являются открытыми и публичными для любого пользователя сети интернет, что нивелирует возможность коррупции;

-        народный контроль для вузов бесплатный и проходит на всех этапах разработки и реализации образовательных траекторий, что даёт вузам возможность корректировать свою работу в процессе их реализации;

-        процесс государственной аккредитации становится прозрачным, простым и эффективным, работу экспертов Рособрнадзора на всех стадиях может проверить любой пользователь и указать на некорректные оценки;

-        не отзывается лицензия у лидирующих вузов РФ, а неэффективные вузы не работают в результате отсутствия заказов со стороны работодателей;

-        подход позволит в будущем сформировать рынок образовательных услуг для компаний, нуждающихся в компетентных кадрах;

-       вузы делают себе лучшую рекламу на долгие годы среди абитуриентов, проводя совместно с работодателями олимпиады и конкурсы среди абитуриентов в интерактивной форме, знакомя абитуриентов и их родителей с площадкой и преимуществами обучения по их образовательным программам.

Литература

1.      Кельчевская Н.Р., Попова М.А. Качество подготовки специалистов — основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений / Н.Р. Кельчевская, М.А. Попова. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001 г. 77 с.

2.      Патаракин Е.Д. Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования. // Диссертация на соискание учёной степени д-ра педагогических наук. — М.: МГПУ, 2017 г.

3.      Официальный сайт ГИВЦ Минобрнауки России, раздел «Мониторинг ВО» —  https://miccedu.ru/p/monitoring_vo.html.

4.      Официальный сайт «Единый портал интернет-тестирования в сфере образования» —  https://i-exam.ru.

5.      Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Рособрнадзор», раздел «Документы» —  http://obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents/index.php.

6.      Официальный сайт «Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата», раздел «О ФИЭБ» —  https://bakalavr.i-exam.ru/node/341.

7.      Интернет-платформа по совместному формированию документов в области образования «ПреОбразование» — https://www.preobra.ru.

8.      1 этап краудсорсингового проекта «Как будут оценивать российских учителей?» — https://www.preobra.ru/closed.

9.      Краудсорсинговый проект «Модель оптимизации развития образовательных условий московских школ для обеспечения равного доступа к качественному образованию с применением международной шкалы SACERS» — https://www.preobra.ru/improject-4128.

10.   Рособрнадзор готовится экзаменовать ученых: ведомство расширяет поле деятельности // А.Макеева, А.Черных. — Газета «Коммерсантъ». — 25.06.2018 г. —  https://www.kommersant.ru/doc/3668034.