РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ОБРАЗОВАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

 

Нашим детям спасать планету. Нашим детям предстоит сосуществовать с роботами. Им жить в социуме, где нормализовано абсолютно все. Нашим детям быть объектами манипуляций со стороны информационных технологий. Нашим детям зарабатывать виртуальные деньги в профессиях, которые будут исчезать до того, как они успеют им обучиться.

Невольно возникает вопрос: какие же навыки нужны человеку для того, чтобы полноценно жить в новом мире, фундамент которого мы закладываем. Разумеется, никто не может знать наверняка, какие навыки будут востребованы в будущем. Однако наблюдая за тенденциями современности, можно допустить, что следует развивать сугубо человеческие навыки. Такими принято считать лидерские качества, творческое и критическое мышление, способность решать задачи в команде, а также рисковать и адаптироваться под новые условия. Это навыки 21 века, необходимые молодому поколению, в том числе и в современном развитии России.

В современном быстро меняющемся мире сложно делать долгосрочные прогнозы. Будущему специалисту недостаточно только одних теоретических знаний, так как бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Умение адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Эта идея - «двигатель» образовательного траектории сегодня, а педагог – надежная опора государства.

 Особенность морского образования заключается в том, что предметное обучение направлено на формирование морской культуры безопасности мореплавания. В современных условиях, когда морское образование перестало относиться к разряду престижных, роль и значимость преподавателя особенно возросла [2].

Стремительные технологические изменения в судоходной отрасли диктуют свои требования к морякам. Программы обучения должны идти в ногу со временем, но как именно они будут меняться и как повлияют на будущее поколение морских специалистов? Некоторые эксперты считают, что упор в подготовке курсантов нужно делать на их технологическую эрудированность, другие убеждены, что важнее развивать лидерские качества. Так, Стивен Коттон, генеральный секретарь ITF считает: «Сегодня существует огромное разнообразие компьютерных тренажеров и симуляторов, которые помогают морякам быстро обучаться в условиях современного мира. Мы предполагаем, что это именно та область, где будет наблюдаться потенциальный рост и дальнейшие преобразования» [1].

Футуролог и исполнительный директор компании Futurenautics, занимающейся исследованием и прогнозированием будущего морской индустрии,  Кейт Д. Адамсон свою позицию обосновал так: «Когда речь заходит о подготовке моряков, я думаю, все мы должны понимать, что цифровые технологии изменят правила игры. Понадобятся новые и более разнообразные навыки, но главное – появится возможность персонализированного образования. Применение таких технологий, как игрофикация, позволит достичь варианта так называемого «персонализированного маркетинга» [1].

Наконец, Александр Авант, специалист по перспективам образования консалтинговой компании Dare Disrupt считает: «Я думаю, что обучение членов экипажей должно опираться на сферу НТИМ – науки, техники, инженерии и математики. Цифровые технологии требуют, чтобы у вас были определённые знания в этих областях. С другой стороны, важно, чтобы люди, особенно работающие в море, обладали навыками философского подхода к жизни, ведь нельзя полностью полагаться на технологии, которые все делают за нас, нужно относиться к ним критически»[1].

Итак, неоспоримо одно: морские профессии не исчезнут. Несмотря на то, что прогресс не стоит на месте, роль морских специалистов в управлении и обслуживании технологическим оборудованием возрастает [4]! А значит усиливается и роль преподавателя на фоне развития информационных технологий! Но мы не боги Олимпа. Колледж не храм. Студенты не прихожане. Не нам наказывать и не нам миловать. Мы не единственные носители знаний. Мы образователи. Мы – те, кто удовлетворяют потребность студентов в знаниях, а не предоставляют их.

В словарных статьях слово «образователь» указывается с пометкой «устаревшее» [3], но в чем принципиальное отличие образователя от педагога?

Образователь отводит особую роль рефлексии как мощному инструменту. Важно задуматься, проанализировать, примерить, усомниться, разувериться, утвердиться, переоценить и, наконец, сформировать убеждения, ценности, свою философию учительства…

Молодое поколение способно самостоятельно предположить, пусть и ошибочно, какой инструмент необходим для выполнения поставленной задачи. Появляется потребность индивидуальной образовательной траектории: студенты планируют работу, отбирают ресурсы, по-новому реагирует на постановку задач, ценят время руководителя, планируют силы и нацелены на результат. Молодому поколению хочется решать не абстрактные проблемы, а вполне конкретные. Им хочется видеть пользу. Всё это в совокупности отлично готовит будущих морских специалистов к нелегкому труду на флоте. 

Сейчас время поиска и теоретизирования. И мы, преподаватели, проверяем эти теории «на жизнеспособность». Наши аудитории превращаются в лаборатории, где мы апробируем гипотезы и сообщаем теоретикам, что работает, а что нет с современными детьми. Образование «заразилось» бездумными инновациями. Образовательные круги кишат самопровозглашенными лидерами. Все массово переквалифицировались в тьюторов, коучей и агентов перемен. Они жонглируют впечатляющими формулировками – калькой из зарубежных источников, часто вперемешку с иностранными терминами, которые, как им кажется, не нуждаются в переводе. Новостная лента пестрит сюжетами о педагогах – новаторах. Хвастают, в какие игры играют и как гармонично вписалась в интерьер интерактивная доска, горделиво возвышающаяся над организованным строем неподвижных парт. Есть ли место в этом моноспектакле учащимся?

Не всё то инновации, что пахнет новизной. Не удовлетворяя запросы молодого поколения, мы играем в инновации ради инноваций. Студенты – заказчики знаний. Студенты в центре нашего внимания.

Важными составляющими образования 21 века принято считать информационные технологии (использование мультимедийной доски, онлайн-обучение), организацию образовательного пространства (расстановка столов, наличие зоны для творчества, проведение занятий вне аудиторий), увлекательные занятия (игрофикация, необычный иллюстративный материал). Бесспорно, информационно-коммуникационные технологии дополняют общение и получение новых знаний в цепочке «педагог – студент – педагог» (см. рис. 1).

1

Рис. 1. Применение сервиса Plickers для формирующего оценивания обучающихся

Но, по моему убеждению, ценности и траекторию образования 21 века отражает философия учительства – уникальный путь каждого преподавателя. На рисунке 2 отражены принципы, формирующие мою философию образователя.

 2

Рис. 2. Рабочий лист преподавателя – образователя

   Как отмечают исследователи, философия учительства только тогда эффективна, когда она отражает уникальный путь преподавателя с его убеждениями. Достичь этого мы можем при помощи нескольких инструментов. Ниже они представлены в порядке убывания по значимости. Если нет первого инструмента, применяем второй и так далее.

          1. Примеры из личной успешной образовательной практики.

Важно показать, как Ваши убеждения и ценности об учительстве воплощаются в практические действия. Без демонстрации философии в деле, ваши утверждения могут показаться бессодержательными и поверхностными. Подкрепляя же утверждения фактами, Вы позволяете заглянуть в Вашу аудиторию и увидеть, кто вы как образователь.

    2.     Рефлексия о совей неуспешной практике с обозначением целей.

Важно показать, что вы всегда искали и продолжаете искать возможности повысить свою эффективность. Чтобы добиться этого эффекта, следует ответить на такие вопросы: «Какие случаи из практики служат основанием для ваших утверждений?», «Какие случаи побудили вас пересмотреть свои подходы?», «Как вы поступили в затруднительной ситуации (большие группы, интенсивная программа)?», «Какие цели вы ставите перед собой в плане дальнейшего профессионального роста?».

           3. Изучение теоретических основ педагогики.

Данный инструмент применим и при наличии первых двух. Важно, чтобы философия учительства не превратилась в часть научной диссертации. Задача преподавателя – подкрепить свои взгляды фактами или показать, как они корректируются с идеями современных исследователей. Важно ответить на вопрос: «Как вы планируете тестировать на практике идеи, взятые из теории?».

          4.  Рефлексия об опыте в роли студента с обозначением целей.

Важно не критиковать или восхвалять своих учителей. Важно воспользоваться их примерами для анализа того, что эффективно в образовании.

  Продуманная философия помогает преподавателю ориентировать студентов на познание. Если не происходит познания, то не происходит и образования.

     В контексте вышесказанного мне бы хотелось поделиться результатами анкетирования студентов на тему: «Взгляд молодого поколения на профессию «морской специалист 21 века». Анкетирование показало, какими качествами должен обладать современный морской специалист. Анкетирование проводилось среди курсантов двух морских учебных заведений.  Первая группа – это обучающиеся 3-4 курсов Камчатского морского энергетического техникума (возраст: 18-21 год, мужского пола). В дистанционном анкетировании приняли участие 217 курсантов. Как правило, в силу специфики экономики Камчатского края, выпускники техникума работают на судах рыбодобывающего флота.  Вторая группа – 182 обучающихся 3-4 курса колледжа ГУМРФ (возраст 18-21 год).  Как правило, после окончания обучения выпускники устраиваются работать на суда транспортного флота. Принявшие в опросе курсанты проходили производственную практику на морских судах.

Для проведения анкетирования среди курсантов был составлен перечень профессионально важных качеств морского специалиста на основе метода экспертной оценки. В роли экспертов выступили квалифицированные морские специалисты со стажем работы в море не менее 10 лет. Им было предложено написать на листе бумаги 10 личностных качеств, значимых в профессиональной деятельности морского специалиста. этапа. Затем на основе популярности был составлен специальный перечень профессионально важных качеств: ответственность, профессиональные знания и навыки, выдержка, дисциплинированность, скорость мышления, моральные качества, умение принять решение, коммуникативные навыки, настойчивость, интерес к работе.

Курсантам двух учебных заведений было предложено на листе бумаги проранжировать от 1 до 10 личностные качества по принципу: 1 – самое важное качество, которым должен обладать морской специалист, 10 – наименее важное личностное качество специалиста.

Значения коэффициентов профессионально важных качеств были установлены следующим образом: 1-й ранг – 1 ; 2-й ранг – 0,9… 9-й ранг – 0,2; 10-й ранг – 0,1. Сравнительный анализ и результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты анкетирования обучающихся

Курсанты колледжа ГУМРФ

Курсанты Камчатского

морского техникума

    1. Профессиональные знания

1. Ответственность

.   2. Ответственность

2. Профессиональные знания

.   3. Скорость мышления

3. Дисциплинированность

    4. Умения принять решение

4. Коммуникабельность

    5. Интерес к работе

5. Выдержка

    6. Дисциплинированность

6. Скорость мышления

    7. Выдержка

7. Умение принять решения

    8. Коммуникабельность

8. Настойчивость

    9. Моральные качества

9. Моральные качества

10. Настойчивость

10. Интерес к работе 

Принявшие участие в анкетировании обучающиеся убеждены, что морскому специалисту необходимо владеть профессиональными знаниями и навыками, чтобы соответствовать запросам современного времени.  Морской специалист должен быть ответственным. Умение держать слово и отвечать за свои поступки, обязательность - важнейшие качества в условиях замкнутого пространства и ограниченного для общения круга лиц. Важно отметить, что курсанты Камчатского морского техникума приоритетно выбрали такие качества, как дисциплинированность, коммуникабельность, выдержка. Говорят, что рыбак дважды моряк. Возможно, на подобный выбор повлияло то обстоятельство, что специалисты, работающие на судах рыбопромыслового флота, помимо своих профессиональных обязанностей участвуют в переработке и выпуске рыбной продукции. А это дополнительная нагрузка на судовой экипаж. Такое качество как «интерес к работе» молодое поколение поставили на последнее место. Здесь были пояснения, что работа в море – это возможность финансового обеспечения для молодого начинающего специалиста. И далеко не всегда она связана с интересами молодежи.

 Таким образом, морской специалист глазами молодого поколения – это профессионал своего дела, умеющий гибко мыслить, рассуждать и анализировать информацию. Это специалист, умеющий работать в коллективе. Роль и ответственность образователя в современном развитии России, однозначно, возрастает, поскольку его задача не в том, чтобы подготовить студентов к чему-то. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь молодому поколению быть готовым ко всему [4].

Развитие профессиональных увлечений студентов в последовательную образовательную и карьерную траекторию (рис. 3) базируется на следующих принципах:

 3

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Принципы развития профессиональных увлечений студентов

1. Обеспечение возможностей студентам получать знания из различных областей науки и техники (Наука-Технология-Инженерное дело-Математика).

2. Развитие у иолодого поколения инициативности, критического мышления, способности к нестандартным решениям.

3. Студенты учатся видеть и искать возможности вокруг; способность находить решение на поверхности в дальнейшем перерастает в развитый навык решения проблем.

4. Студенты  перенимают мышление изобретателя. Вместо того чтобы концентрироваться на том, как сделать что-то эффективнее, они сфокусированы на том, как сделать это эффективнее.

5. Студенты учатся чувствовать, когда инструменты достаточно хороши для достижения результата; такое видение учит начинать движение в направлении своей цели.

Основа эффективного обучения – это образование через самоактуализацию, взаимосвязь с интересами студентов, ведь то, что прошло через личное сопереживание, составляет долгосрочный элемент образованности. 

Список литературы

1. Изменят ли новые технологии моряков будущего? // Морской профсоюзный вестник. Журнал Федерации профсоюзов работников морского транспорта. – 2018. - №2. – с. 35;

2. О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании.// Журнал «Морской флот».- 2016. -    № 4.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.

4. MSC-MEPC.2/Circ.12/Rev.1 Revised guidelines for formal safety assessment (FSA) for use in the IMO rule-making process. — London, 2015. — 70 p.