СИСТЕМА ДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

 

Э.Р. Гайнеев, доцент
Ульяновского государственного
педагогического университета
им. И.Н. Ульянова, канд. пед. наук

В последние десятилетия в России складывается тревожная тенденция к сокращению в производственной сфере квалифицированных рабочих, особенно, рабочих высокой квалификации (5-6-го квалификационного разряда): по данным Федеральной службы по труду и занятости РФ от 60 до 80% вакансий на современном рынке труда составляют рабочие профессии. Об этом многократно заявлял Президент РФ, отмечая значительное отставание России в количестве в производственной сфере рабочих высокой квалификации, доля которых в развитых странах составляет до 40-50%, а в России – всего лишь около 5%, что определяет особую актуальность подготовки рабочих высокой квалификации для современного динамично развивающегося производства [2].

В соответствии с этим была определена новая концепция: ведущей роли учебных заведений в подготовке кадров: «Чтобы не рабочие места диктовали, какие нам нужны уровни образования, а наоборот, подготовленный уровень образования и специалисты должны повлиять на инновационное развитие».

Исследования (В.Г.Каташев, В.В.Кондратьев, К.Г.Кязимов, М.В.Никитин, П.Н. Осипов, и др.) показывают, что в условиях современного динамично раз-вивающегося производства востребован самостоятельный, креативный, творчески мыслящий профессионал, способный системно ставить и рационально решать производственно-технологические задачи в условиях непрерывной инновационной деятельности предприятия [10].

По мнению академика Е.В.Ткаченко, развитие отечественной экономики вряд ли возможно без квалифицированных рабочих, получивших качественную профессиональную подготовку и способных к инновационной деятельности в соответствии с требованиями современного рынка труда [11].

Отметим также, что особое место среди рабочих профессий, относящихся к числу наиболее массовых и востребованных профессий, занимают профессии, связанные с ремонтом и обслуживанием электрооборудования.

Анализ исследований, практики по данной проблеме показывает, что важ-нейшим условием подготовки рабочих высокой квалификации является эффективное партнерство, индивидуально-творческий подход в совместной подготовке рабочих кадров, эффективное использование значительного дидактического потенциала дуального обучения и творческо-конструкторской деятельности: дуально-творческий подход в обучении [1]. Однако, несмотря на ее разработанность в педагогической науке, проблема дуально-творческой подготовки рабочих высокой квалификации изучена недостаточно.

Вместе с тем, следует отметить, что в педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки, раскрывающие условия для решения данной проблемы на качественно новом уровне, к которым можно отнести: исследования, посвященные проблемам профессионального обучения; социального партнерства; дуального обучения, интернационализации образования, развития и саморазвития личности в процессе творческой деятельности и др.

Наряду с теоретическими предпосылками формировались и практические основы, способствующие решению проблем подготовки рабочих кадров, среди которых, в контексте нашего исследования, можно определить следующие:

– внедрение дуального обучения и повышение эффективности взаимодействия социальных партнеров, сфер образования и производства;

 внедрение зарубежных инновационных творческих технологий (система непрерывного совершенствования «kaizen», бережливого производства «lean production», точно вовремя «kanban», «monodzukuri» и др.).

 создание учебно-производственных комплексов, объединяющих учебные заведения, производственные структуры, в целях повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов;

 интернационализация процессов подготовки кадров, интеграция международных образовательных стандартов, общих и профессиональных компетенций, взаимодействие и освоение педагогических и производственных инновационных технологий.

Однако указанные тенденции еще должным образом не разработаны в соответствии с современными реалиями и требуют дальнейших исследований.

По мнению исследователей (Е.В.Корчагин Р.С.Сафин, А.А. Скамницкий, Д.А.Торопов и др.), качественная подготовка рабочего высокой квалификации немыслима без эффективного взаимовыгодного социального партнерства [8].

Другим важным условием является то, что подготовка должна осуществлять-ся на основе творческо-конструкторской деятельности, (Д.П.Вумек, У.Э.Деминг, М.Имаи Я.Шушански и др.), что связано с инновационной деятельностью современного производства, внедрением инновационных технологий (система непрерывного совершенствования «kaizen», бережливого производства «lean production», точно вовремя «kanban», «monodzukuri» и др.).

Проблема подготовки рабочих высокой квалификации имеет интегративный характер и базируется на следующих концептуальных положениях:

1). Профессиональная подготовка рабочих высокой квалификации осуществляется в соответствии с требованиями современного производства и рынка труда и отвечает интересам личности, общества и государства.

2). В подготовке рабочих высокой квалификации используется значительный дидактический потенциал дуального обучения.

3) Основой подготовки является индивидуально-творческий подход в совместной творческо-конструкторской деятельности, которая в настоящее время становится одним из значимых видов профессиональной деятельности совре-менного рабочего любого профиля и уровня квалификации [4].

Внедряемая в России дуальная система, направлена на повышение качества подготовки рабочих кадров, что, зависит от эффективности взаимодействия партнеров, в связи с чем, особую актуальность приобретает взаимодействие, причем, на более высоком уровне – дуально-творческом [12].

Триаду личностного и профессионального становления рабочего высокой квалификации можно представить следующим образом: профессионалом в определенной области профессиональной деятельности, как известно, надо «ро-диться»: иметь интерес, склонности к конкретной профессии, данному виду профессиональной деятельности. Затем, - «стать» - получить качественную профессиональную подготовку, освоить необходимые, востребованные профессиональные компетенции, развить профессионально значимые личностные качества. И наконец, - «смочь» - т.е. на основе сформированной потребности в саморазвитии удерживаться на востребованном личностном и профессиональном уровне и в последующем постоянно профессионально совершенствоваться.

Наш опыт показал, что указанные этапы становления будущего высококвалифицированного рабочего вполне успешно решаемы в системе дульно-творческой подготовки на основе индивидуально-творческого подхода.

При подготовке к реализации нашей системы дуально-творческой подготовки была определена основная цель обучения – подготовка самостоятельного творчески мыслящего профессионала электротехнического профиля, способно-го оперативно и рационально выполнять ремонт и обслуживание электрооборудования, с готовностью и способностью к производственной инновационной творческо-конструкторской деятельности на предприятии.

Для внедрения указанной системы между руководством колледжа и предприятия (ОАО «Ульяновский автомобильный завод»), на основе договора о взаимовыгодном сотрудничестве, была разработана дорожная карта (табл.1).

Рассмотрим эти составляющие становления рабочего высокой квалификации на основе дорожной карты совместной реализации дуального обучения.

Итак, первоначально составляется договор о сотрудничестве, на основе которого разрабатывается дорожная карта на учебный год (сентябрь-июль), где определены совместные мероприятия и сроки их реализации.

Суть дуального обучения – совместная подготовка работника для определенного предприятия под конкретное рабочее место. Поэтому, взаимодействие начинается с определения потребности предприятия в определенной профессии (в нашем случае – это профессия «Электромонтер») под конкретные рабочие места (предприятие, подразделение, цех, участок).

Важность в том, что каждый студент колледжа все виды практик будет про-ходить на данном участке, в составе определенной бригады. Соответственно, значительно повышается и эффективность всех видов практик: в этом случае студент более серьезно относится к обучению, а предприятие не просто «проводит практику», а системно «подготавливает своего будущего работника».

На этом этапе также определяются наставники – руководители практики из числа наиболее опытных квалифицированных креативных рабочих-новаторов, имеющих склонность к педагогической деятельности и обладающие опытом ин-новационной творческо-конструкторской деятельности.

О важности наставничества в деле подготовки квалифицированных рабочих кадров можно судить по тому, что для поощрения наиболее эффективных наставников Указом Президента РФ от 2 марта 2018 г. N 94 был учрежден почетный знак отличия «За наставничество».

Именно поэтому понятие «дуальность» в нашем исследовании понимается, прежде всего, как «дуально-творческое взаимодействие на уровне двух ближайших субъектов: педагога колледжа - мастера производственного обучения и наставника - руководителя практики на предприятии, где центром взаимодей-ствия становится обучающийся – будущий рабочий высокой квалификации».

Началу совместной подготовки рабочих кадров предшествует совместная профориентационная работа: совместная организация экскурсий учащихся вы-пускных классов общеобразовательных школ, как в учебном заведении, так и на предприятии. Причем, эти экскурсии основаны на деятельностном подходе, проводятся в мастерских в форме конкурсов по профессии, когда школьники вы-полняют несложные учебно-производственные работы, деятельно пробуют себя в той или иной профессии («Тест-драйв по профессии») [5].

Большую помощь в организации подобных мероприятий в поддержку трудо-вого становления молодежи оказывают представители бизнеса: при содействии группы компаний «Сигма-СИ» были открыты «Учебная мастерская БОШ» и ресурсный Центр новых технологий и деятельности «Дремел» [8].

В рамках профориентационной работы также предусмотрен совместный проект «Трудовые династии», когда на предприятии подготавливается трудовая смена и дети заводчан осваивают профессии родителей и пополняют славные трудовые династии автозавода «УАЗ» [7].

Одной из задач профессионального образования является приведение уровня подготовленности в соответствие с требованиями современного динамично развивающегося производства. Поэтому в дорожной карте предусмотрена системная совместная проверка и корректировка учебных планов и программ, а также и периодическое повышение профессионально-педагогической квалификации, как педагогов колледжа, так и наставников предприятия.

Также в начале года заключается договор на проведение отдельных занятий на базе предприятия. Например, было организовано обучение студентов колле-джа по 42-часовой программе основам производственной системы «кайдзен», проводились практические занятия в центре контрольно-измерительных приборов и лаборатории релейной защиты и др. [6].

Процесс обучения немыслим без системного эффективного контроля, поэто-му проводился совместный мониторинг подготовки в разработанной методике, в системе занятий-конкурсов профессионального мастерства (занятие-КПМ), который проводился по завершении профессионального модуля и становился пер-вым этапом чемпионата профессий WorldSkills.

Совместная подготовка студентов к чемпионатам профессий WorldSkills яв-ляется важным направлением взаимодействия, поскольку это – процесс творче-ский, способствующий интеграции международных стандартов, новейших тех-нологий и профессиональных видов деятельности.

Особенностью данного взаимодействия становится то, что в рамках подго-товки студента колледжа к чемпионату WorldSkills проводится и «конкурс наставников» на лучшую профессиональную подготовку своего подопечного, и, если студент показывает высокий результат, то наставник поощряется грамотой и денежной премией, что отмечается в заводской газете «Панорама УАЗ».

Наставники и специалисты предприятия оказывают содействие в подготовке студентами выпускных квалификационных работ, особенно в задании, по которому будущему электромонтеру необходимо при анализе схемы электрооборудования предложить идеи по усовершенствованию схемы. Например, для выполнения выпускной квалификационной работы был определен металлорежущий станок, который расположен в цехе, где студент проходит практику.

Наставник предприятия выдает практиканту паспорт станка, со всеми схемами электрооборудования и начинается консультация по квалификационной работе. Практикант, совместно с мастером производственного обучения колледжа и наставником предприятия изучает электрооборудование станка, анализирует схемы и соотносит их с электроаппаратами станка и подготавливает первый вариант квалификационной работы.

Практиканту также, по ходу выполнения работы, необходимо определить недостатки в работе электрооборудования станка и выдвинуть собственные предложения по рационализации, что привносит элемент творчества, способствует формированию основ опыта рационализаторской деятельности будущего рабочего и, как показывает опыт, заметно повышает качество выпускной квалификационной работы и процедуры ее защиты.

Следующим, по сути, новым, продиктованным именно дуальным взаимо-действием, является творческо-педагогическое взаимодействие в рамках си-стемы дополнительного образования, проведении совместных занятий в кружке технического творчества при выполнении творческого проекта.

Итоговая государственная аттестация студентов проводится с участием и под председательством представителей предприятия.

Выпускники - кандидаты на высокий квалификационный разряд, помимо общей защиты, проходят также и индивидуальное собеседование с председате-лем и, затем, решается вопрос присвоения высокого разряда.

Высокая объективность государственная итоговой аттестации основана на том, что предприятие трудоустраивает всех выпускников в соответствии с присвоенными им разрядами.

Завершается учебный год совместным мониторингом трудоустройства вы-пускников колледжа на предприятии и содействием в адаптации молодого рабочего в коллективе автозавода.

Дуальное обучение значительно облегчает этот сложный период становления молодого рабочего. Выпускник, по сути, приходит работать на «свое» рабочее место, где он в течение двух лет проходил практику, знаком с коллективом, требования предприятия, режим работы и отдыха, знает оборудование данного цеха и его особенности и многое другое.

Важно, что разработанная нами система дуально-творческой подготовки способствует формированию и развитию потребности личности в саморазвитии, что, с учетом возрастающей динамичности, непрерывной модернизации промышленного производства является одним из наиболее важных качеств личности современного человека, его профессиональной деятельности («учиться на протяжении всей жизни»).

По завершении учебного года осуществляется совместный анализ и обобщение итогов года, анализируются и корректируются учебные планы и рабочие программы, вносятся необходимые изменения в дорожную карту дуального взаимодействия на следующий учебный год.

Завершающим этапом становится обобщение и трансляция положительного опыта реализации дуального обучения в публикациях в научно-методических изданиях, научно-практических конференциях, форумах, в организации и проведении мастер-классов педагогами колледжа и специалистами автозавода.

Успешность реализации системы дуально-творческой подготовки является регулярный педагогический менеджмент, осуществляемый мастером производственного обучения и приведения содержания обучения в соответствие с изменяющимися требованиями современного производства (рис. 1).

 1 pdf.io.

Рис. 1. Интегративная структура формирования опыта профессиональной деятельности квалифицированного рабочего

Соответствие содержания образовательных программ требованиям производства достигается соотнесением программного материала с содержанием производственных условий при согласовании со специалистами предприятия.

Ключевой фигурой в, организации дуального взаимодействия является мастер производственного обучения, который должен уметь проектировать процесс профессионального обучения, эффективно взаимодействовать с социаль-ными партнерами, выявлять новые виды деятельности и вносить коррективы в учебные программы, иметь инженерную подготовку [9].

Таким образом, указанные виды и направления дуального взаимодействия содержат элементы совместной творческой, рационализаторской деятельности, что позволяет определить это взаимодействие как творческо-педагогическое.

Итак, совместная организация деятельности по основным направлениям дуального творческо-педагогического взаимодействия подразумевает заинтересованность работодателя в творческой подготовке будущего работника, специали-зирующегося на профиле предприятия и ориентированного под конкретное рабочее место (рис. 2).

  2 pdf.io

Рис. 2. Модель творческо-педагогического взаимодействия

Это позволяет нам определить дуально-творческую подготовку рабочего высокой квалификации как творческо-педагогическое сотрудничество учебного заведения и предприятия в подготовке рабочего высокой квалификации на основе индивидуально-творческого подхода, обеспечивающее его компетенции, адекватные требованиям современного производства и рынка труда и отвечающие интересам личности, общества и государства.

В ходе исследования была разработана и апробирована организационно-структурная модель дуально-творческой подготовки рабочих высокой квали-фикации на основе индивидуально-творческого подхода, которая подтверждает правильность выдвинутых исходных положений и обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиями современного производства и рынка труда и отвечает интересам личности, общества и государства.

Успеваемость по теоретическому обучению в экспериментальных груп-пах также значительно превышала показатели контрольных групп (рис. 3).

 3 pdf.io

Рис. 3. Диаграмма результатов итоговой аттестации испытуемых контрольной и экспериментальной групп.

Об эффективности реализации системы дуально-творческой подготовки рабочих высокой квалификации электротехнического профиля свидетельствуют сравнительные результаты деятельности обучающихся по наиболее значи-мым показателям учебно-воспитательной, производственной и творческой деятельности контрольной и экспериментальной групп (табл. 2).

Отметим положительные результаты по таким важнейшим показателям как «потеря контингента» и «правонарушения». Если в экспериментальной группе за весь период обучения потерь контингента (отчислений) совсем не было, то в контрольной группе было отчислено 6 обучающихся (20%). Если в экспериментальной группе было совершено 1 правонарушение (3,3%), то в контрольной группе правонарушений было 5 (16,6%).

Анализируя проблему достоверности результатов исследований, опытно-экспериментальной работы в педагогике, академик А.М. Новиков справедливо указывает на необходимость получения более отдаленных результатов организованных педагогических воздействий.

Из 22 выпускников высокой квалификации (5-го квалификационного разряда): 18 выпускников работают по избранной профессии.

Из них 7 выпускников в течение первых трех лет работы на предприятии повысили квалификацию до высшего уровня квалификации – электромонтера 6-го квалификационного разряда. Продолжили обучение на энергетическом факультете Ульяновского технического университета – 3 выпускников. Поступили в вуз не по профилю освоенной профессии – 1 выпускник.

Важно, что выпускники экспериментальных групп не останавливаются на достигнутых результатах. По завершении обучения, уже в процессе трудовой деятельности на производстве они продолжают совершенствовать свое профессиональное мастерство, поступают в вузы, учатся без отрыва от производства, становятся бригадирами, мастерами и энергетиками участков, цехов и др.

Результаты реализации системы дуально-творческой подготовки рабочих высокой квалификации показал, что значительно повышается эффективность подготовки, что позволяет подготавливать до 20% выпускников высокого уровня квалификации - 5-го разряда, что способствует, в определенной степени, повышению числа рабочих высокой квалификации, доля которых, как заявлял Президент РФ, на сегодняшний день составляет всего лишь около 5%.

Литература

1. Об утверждении комплекса мер и целевых показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессиональ-ного образования, на 2015-2020 г.г. : Распоряжение Правительства Рос-сийской Федерации от 3 марта 2015 г. №349-р URL garant.ru›products/ ipo/prime/ doc/70783150/ (дата обращения 10.02.2019).

2. Гайнеев Э.Р., А.А.Скамницкий. Поэтапная подготовка рабочего высокой квалификации // Среднее профессиональное образование. - 2014, № 11. С. 6-11.

3. Гайнеев Э.Р. Дуальный подход в подготовке студента к чемпионату про-фессий WorldSkills // Среднее профессиональное образование. 2018. № 10. С. 3-11.

4. Гайнеев Э.Р. Особенности технического мышления современного квали-фицированного рабочего // Педагогическое образование в России.  2014. - № 3. - С.10-15.

5. Гайнеев Э.Р. Тест-драйв или «пробная поездка» по…профессии // Дети, техника, творчество. 2014, № 1. С. 34–37.

6. Гайнеев Э.Р. Рационализаторская деятельность будущего рабочего в ду-альном взаимодействии учебного заведения и предприятия // Техническое творчество молодежи. 2016.  № 2. С. 24–27.

7. Гайнеев, Э.Р. Развитие трудовых династий на производстве // Професси-ональное образование и рынок труда» – № 7 – 2015. – С. 10–11.

8. Гайнеев, Э. Р. Бизнес в поддержку трудового становления молодежи: ре-сурсные центры фирмы BOSCHС // Школа и производство, 2018, №2. С. .9-11, 32-33.

9. Кондратьев В.В. Инженерная педагогика как основа системы подготовки преподавателей технических университетов // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 29-38.

10. Корчагин Е.А., Осипов П.Н., Сафин Р.С., Яруллина Л.Р. Личностно-развивающий потенциал будущих специалистов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 1 (13). С.24-31.

11. Ткаченко Е.В. Подготовка рабочих кадров в условиях упразднения системы начального профессионального образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр.: коллективная монография. Вып. 10. Екатеринбург, 2017. С. 160-172.

12. Eduard Gayneev. Dual interaction of social partners in creative training of the modern worker // Modern European Researches. Salzburg, 2016. №3.  P. 50-54.

 Фотоснимки

-

-

Фото 1-2. Тест-драйв по профессии

   

 Фото 3. Ресурсный центр "ДРЕМЕЛ"

Фото 4. На учебном занятии