ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Вместе со всей страной ОГБПОУ «Томский техникум социальных технологий» пришлось перейти на дистанционный формат обучения в связи с пандемией коронавируса. Как и большинство образовательных учреждений, в этот нелегкий, ответственный период мы столкнулись с целым рядом трудностей.
Методическое обеспечение образовательного процесса в техникуме сформировано с учетом особенностей обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидов и предназначено для обучения в режиме оффлайн при непосредственном контакте преподавателя и обучающегося.
Поэтому возникла необходимость адаптации методического обеспечения для онлайн-режима.
В результате экспериментальной деятельности были выбраны следующие формы организации дистанционного обучения:
– проведение онлайн-занятий на платформе Zoom;
– съемка и монтаж видеоуроков с размещением на Youtube;
– Google-класс для осуществления контроля.
 

Организация обучения в Zoom
Формат видеоконференции – уникальная технология обучения с эффектом реального присутствия. Видеоконференцсвязь позволяет преподавателю нести новые знания, читать вводные лекции, проводить консультации в режиме реального времени, преодолевая барьер расстояния между ним и обучающимися.

Для проведения лекций и уроков учебной практики была выбрана платформа Zoom, которая предоставляет хорошие возможности управлять занятием: общаться, обмениваться документами, выполнять совместную работу с группой пользователей в режиме реального времени, демонстрировать разные слайды презентаций. Педагог и обучающиеся способны видеть друг друга, совместно просматривать и обсуждать различные данные, документы, изображения в обстановке, максимально приближенной к работе в обычной аудитории.
 

Преимущества работы на платформе Zoom
Zoom можно использовать как с компьютера, так и с телефона
или планшета.
Имеется возможность включить демонстрацию экрана. Все, что видит педагог, видят и обучающиеся. Причем демонстрируется не весь экран, а только выбранная программа (материал к уроку) – это еще одно удобство. Помимо того, Zoom позволяет воспроизводить аудио.
При демонстрации можно включить комментирование и делать пометки к занятию. Такая функция используется при обучении студентов с нарушениями слуха – глухих и слабослышащих.
Управление мышью и клавиатурой могут получать и другие участники конференции/обучающиеся. Это необходимо для их эффективного обучения, позволяет организовать работу в команде и взаимодействие.
На платформе Zoom имеется виртуальная (электронная) доска, незаменимый помощник педагога. Благодаря ей педагог и на «дистанционке» использует привычные инструменты своего рабочего арсенала – писать, рисовать, делать заметки, разбирать ошибки. В Zoom есть виртуальный фон, позволяющий разнообразить занятие и каждый раз удивлять студентов. 

 Платформа также дает возможность включить видеозапись конференции/урока. Приглашения обучающимся на занятие можно отправить несколькими способами: добавить их в контакты и пригласить каждого отдельно или просто отправить ссылку на присоединение к конференции в личное сообщение или в общий чат.

С помощью этого сервиса можно проводить групповые уроки и парную/командную работу.
 

Недостатки работы на платформе Zoom
На бесплатном тарифе время конференции при связи один на один не ограничено, в конференции от трех человек действует ограничение в 40 минут, после нужно вновь собирать участников. Иногда возможны небольшие сбои в работе (вероятно, это связано с возросшей нагрузкой на платформу). При переходе в онлайн-режим обучающимся потребовалась помощь – освоиться, привыкнуть. Чтобы облегчить этот процесс, были разработаны подробные инструкции и рекомендации по работе с Zoom. Некоторые обучающиеся ранее не имели дела с онлайн-сервисами, и у них возникли дополнительные трудности в организации удаленного обучения. В процессе адаптации к новым условиям студенты забывали логины и пароли, сталкивались с другими проблемами дистанта.
Работа в виртуальной образовательной среде является мотивирующим стимулом и вызывает интерес у обучающихся в силу своей инновационности. Вскоре они уже встречали приглашения на видеоконференцию/урок с энтузиазмом, потому что преподаватели техникума активно применяют современные интернет-платформы и онлайн-сервисы, перестраивая учебный процесс.
Таким образом, Zoom является оптимальной платформой для проведения онлайн-занятий. В целом Zoom имеет достаточно понятный и простой интерфейс, обладает множеством преимуществ и сравнительно малым количеством недостатков. Этим современным сервисом очень легко начать пользоваться, нужна только регистрация (или вход с помощью аккаунта Google).
Главные цели применения платформы Zoom – обеспечить равный доступ всех участников учебного процесса к получению образовательных услуг, повысить эффективность дистанционных форм обучения.

Создание видеоуроков
Учитывая, что обучение студентов с нарушениями интеллекта имеет свою специфику (неспособность работать с большими объемами текста и выбирать из них необходимую информацию), преподаватели техникума решили использовать формат видеоряда, который облегчает восприятие информации. Видеоуроки, размещенные на видеохостинге Youtube, были выбраны в качестве альтернативного варианта платформе Zoom, так как не у всех обучающихся есть возможность в установленное время подключиться к онлайн-уроку (родители находятся на работе, а студент самостоятельно этого сделать не может, один компьютер в многодетной семье и др.).
Для создания обучающего видеоряда были выбраны следующие программы:
– MS PowerPoint для представления информации в наглядном виде;
– FlashBack Express для съемки видеоурока;
– Windows Movie Maker для монтажа отснятого видео.
Программе PowerPoint мы отдали предпочтение, так как большая часть методического обеспечения уроков представляет собой электронные презентации, которые преподаватель применяет при объяснении учебного материала. Следовательно, можно было использовать ранее разработанные презентации в
процессе создания видеоуроков.
Программа FlashBack Express привлекла наших педагогов своей простотой в освоении (в принципах съемки видео удалось разобраться на интуитивном уровне очень быстро и без просмотра обучающих видероликов). К тому же она находится в бесплатном доступе на официальном сайте (хотя есть и платная версия с большим количеством функций, позволяющих сразу редактировать отснятое видео).
Качество съемки можно регулировать, выбирая большее или меньшее количество кадров в секунду, в зависимости от того, какое качество видео ожидается на выходе. Программа позволяет записывать как весь экран, так и только выделенную область или окно программы (нами использовался вариант записи всего экрана, потому что презентацию показывали в режиме демонстрации).

Записывать можно не только микрофон, звуки ПК, но и одновременно осуществлять запись с веб-камеры. При этом видеоролик получится с эффектом «картинка в картинке»: на фоне демонстрируемой презентации в верхнем или нижнем углу (в зависимости от вашего выбора) появляется еще и ваше изображение (такой вариант можно использовать при создании видеоурока с сурдопереводом для обучающихся с нарушениями слуха).
После записи FlashBack Express позволяет экспортировать видео в такие популярные форматы, как MPEG4, AVI, WMV. В нашем случае видео сохранялось в формате Windows Media Video для дальнейшего монтажа. Монтаж отснятого видео осуществлялся в программе Windows Movie Maker, которую легко скачать в Интернете и установить на компьютер. Версии программы есть как на английском языке, так и на русском.
Программа также проста в обращении. После загрузки в программу отснятого видео с ним можно выполнять следующие операции:
• разрезать в нужных местах для удаления лишних кадров;
• склеивать из разных видеороликов;
• добавлять визуальные эффекты;
• добавлять анимационные эффекты в местах склейки;
• вставлять в видео изображения (картинки);
• добавлять аудиосопровождение к видеоуроку (есть возможность записи аудиосопровождения прямо в программе);
• добавлять начальные и конечные титры, что делает видеоурок полноценным фильмом.

Смонтированный видеоурок можно сделать с субтитрами, что позволит адаптировать его для обучающихся с нарушениями слуха. После монтажа видеоурок сохраняется в формате MP4 и далее размещается на видеохостинге YouTube, после чего ссылка на видеоурок прикрепляется к заданию в Дневник.ру.
Подача учебного материала с применением созданных преподавателями видеоуроков облегчает его восприятие и усвоение информации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
 

Организация контроля в Google-классе
Для реализации одной из форм контроля усвоения обучающимися учебного материала в виде тестов нами был использован сервис Google-класс. Сравнивая его с другими, мы убедились, что это оптимальное решение, по следующим причинам:
• простота работы с инструментом;
• небольшие временные затраты на создание теста;
• удобство выдачи теста обучающимся (в отличие от других сервисов, здесь не обязательно проводить регистрацию, достаточно просто отправить студентам сылку на тест);
• все ответы формируются в единую электронную таблицу, где после выполнения теста можно увидеть результаты.
Из недостатков сервиса отметим ограниченность видов вопросов теста.
Применение перечисленных информационных технологий способствует усвоению учебного материала и мотивации студентов с особыми образовательными потребностями при переходе на дистант, а также снижению уровня стресса в новых условиях обучения.